Украина может расчитывать на членство в НАТО несмотря на активный конфликт на Донбассе

В недавнем интервью Джона Болтона, бывшего советника президента США Д.Трампа, прозвучал тезис о том, что США и Европа должны проводить системную работу по предоставлению Украине ПДЧ в НАТО и проявлять в этом настойчивость. Вопреки тому, что Альянс не допускает в свой состав государства в стадии военных действий, но украинский случай – исключителен. При этом экс советник заметил, что Запад должен дать недвусмысленный сигнал России, что он не согласен с оккупационными действиями по отношению к украинским территориям, а для этого необходимо подтвердить свою заинтересованность в продвижении Украины и НАТО.

Читайте также: НАТО укрепляет свои позиции в Черном море

Вопрос о получении Украиной Плана действий по членству в НАТО возник со времен проведения бухарестского саммита в 2008 году.Прошло уже 13 лет, но Украина ПДЧ ещё не получила. По информации, которую тогда тиражировали российские газеты, на этом саммите президент России Путин высказал мнение президенту США Дж.Бушу, что «Украина – это даже не государство!», и намекнул, что в случае вступления Украины в НАТО, Россия может начать вторжение в Крым и Восточную Украину. Восемь лет назад началась российская вооруженная агрессия против Украины.

Кремлевской пропагандой все чаще подогревается миф о том, что Украина не сможет попасть в НАТО, имея неразрешенный конфликт на Донбассе. Подтверждение этому является одно из заявлений представителя России в ТКГ по Донбассу Б.Грызлова который говорил о том, что начало вступления в НАТО должно быть началом конца Украины, и это их принципиальная позиция. Действительно, аннексия Крыма и боевые действия на Донбассе усложнили для Украины процесс вступления в НАТО, но не сделал его невозможным.

Со времен Вашингтонского саммита 1949 года НАТО как организация не вносила изменения в свои уставные документы. Текст там написан настолько обще и широко, что его можно было с одинаковым успехом применять во время падения Берлинской стены, в конце холодной войны, после распада СССР на независимые государства, формальной ликвидации Организации Варшавского договора и расширения НАТО, который охватывал бывшие коммунистические государства ради построения объединенной и мирной Европы. Нигде в официальных документах НАТО речь не идет о запрете вступления в Альянс страны с нерешенными территориальными спорами или неконтролируемой границей.

Сегодня члены НАТО имеют свои различные как политические, так и экономические интересы, которые трудно привести к общему знаменателю. Здесь логика довольно проста: страны – члены Альянса не хотят принимать страну с горячими или тлеющими конфликтами, ведь сразу свяжут себя обязательствами по их разрешению. Решение этого вопроса скорее лежит в политической плоскости и принимается по каждой конкретной стране индивидуально.

Тем не менее, если немного погрузится в историю, можно увидеть, что в прошлом страны НАТО имели и территориальные споры и даже конфликты между членами самого блока. Как один из ярких примеров можно навести Грецию и Турцию (кипрская проблема, конфликт за территориальные воды и шельфы Эгейского моря), а также Испанию и Великобританию (конфликт за остров Гибралтар). Да, пусть градус напряжения в этих странах далёко не такой, как в украинско-российских отношениях, но тезис о эксклюзивном подходе к каждой ситуации он подтверждает.

Украина продолжает проводить широкий спектр эффективных реформ в армии, секторе обороны и безопасности. Последними яркими примерами стали утвержденная СНБО стратегия внешней политики, которая предусматривает курс в сторону вступления в ЕС и НАТО, принятые законы о государственных оборонных закупках и о разведке, которые уже вступили в силу, а также проекты законов о СБУ, гостайне и о гражданском демократическом контроле, которые будут рассматриваться ВРУ уже этой осенью. Однако нельзя сводить все только к реформам и неукоризненному исполнению годовых национальных программ в рамках Комиссии НАТО-Украина, особенно сейчас, когда явно не реформы способны не допустить расширения российской агрессии.

Война, развязанная Россией, открывает возможности для создания на территории Украины новой линии обороны, фактической границы – демаркационной линии, которая может стать новой границей между Востоком и Западом на долгие годы. Чрезвычайные условия требуют чрезвычайных решений. Этим положением и должна воспользоваться Украина, ведь в случае полномасштабных военных действий или любой другой эскалации со стороны российских войск на украинские территории – это поставит под угрозу ситуацию с безопасностью уже у границ стран – членов НАТО.

Читайте также: В Европарламенте отвергли заявление о “20 годах до членства Украины в НАТО”

Василий Андрич

Источник

# # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!