The National Interest: Как РФ попытается захватить страны Балтии при возможном вторжении

На территории Европы расположен российский анклав Калининград, в котором находится более 15 000 российских солдат с тяжелой артиллерией, баллистическими и зенитными ракетами большой дальности.

Силы НАТО могут двигаться достаточно быстро и мощно, чтобы российская операция по захвату Крыма, основанная на скорости, обмане и политическом хаосе, с меньшей вероятностью произошла в Сувалском коридоре. Оптимистичный вывод состоит в том, что усиление защиты Сувалкского коридора и Балтийского моря может сделать маловероятную, но потенциально разрушительную войну между Россией и НАТО еще менее вероятной.

С 2014 года стратеги НАТО сосредоточили большую часть своего внимания на участке границы шириной сорок миль между Польшей и Литвой, который называется Сувалкский коридор. Две автомагистрали являются единственным сухопутным коридором, по которому войска НАТО могут укрепить свои балтийские государства-члены в случае конфликта с Россией.

Сувалкский коридор ранее фигурировал в Первой мировой и наполеоновских войнах. Сегодня он остается актуальным из-за политической географии, как вы можете видеть на этой карте.

К востоку от коридора находится авторитарное государство Беларусь, которая номинально состоит в союзе с Россией, несмотря на растущую напряженность между ее давним диктатором Александром Лукашенко и Москвой. Российские войска уже дислоцированы в Беларуси, и оттуда им разрешен проход в Калининград. Однако сотрудничество Беларуси с Россией в конфликте с НАТО не гарантировано.

Таким образом, «коридор» является естественным узким проходом, который Россия потенциально может атаковать с нескольких направлений, чтобы перерезать колонны войск НАТО, пытающихся укрепить страны Балтии.

Балтийская дилемма

Советский Союз захватил страны Балтии — Эстонию, Латвию и Литву в начале Второй мировой войны, свергнув их правительства и депортировав более 130 000 «политически неблагонадежных» граждан, включая президентов Эстонии и Латвии, оба из которых умерли в сибирских лагерях для военнопленных.

Страны Балтии вернули себе независимость в сентябре 1991 года и сегодня подпадают под зонтик взаимной обороны НАТО. Однако альянс продолжает придерживаться Основополагающего акта 1997 года между НАТО и Россией, в котором НАТО обещало отказаться от постоянного развертывания значительных международных сил в Восточной Европе.

Однако с 2008 года Россия усилила давление на страны Балтии. Москва утверждала, что антироссийская дискриминация этнических русских меньшинств использовалась во всех трех странах. Это оправдание россия говорила при вторжении в Украину и Грузию.

Агенты Москвы начали кибератаки на правительства стран Балтии, разжигали беспорядки в странах Балтии, похитили сотрудника эстонской разведки на эстонской земле и были изгнаны за шпионаж. Западный военный округ России неоднократно проводил крупномасштабные учения, имитирующие вторжение в Прибалтику и удары по соседней Польше — учения, которые можно использовать для маскировки фактического нападения.

Вторжение России в Прибалтику остается маловероятным, но действия Москвы, похоже, призваны показать, что это может произойти.

В странах Балтии совокупное население составляет всего 6,6 миллиона человек, и они не могут остановить российское вторжение в одиночку. Они не используют танки или реактивные истребители; вместо этого их легкие пехотные армии запасаются противотанковыми ракетами «Джавелин» в надежде, что они смогут задержать захватчиков на несколько дней.

Российское вторжение будет зависеть от быстрого захвата Прибалтики менее чем за сто часов, что станет свершившимся фактом, прежде чем НАТО сможет эффективно отреагировать. В 2016 году в ходе военных игр аналитического центра RAND было обнаружено, что российские войска могут захватить столицы Эстонии и Латвии в период от 36 до 60 часов, хотя исследование могло основываться на спорных предположениях .

Между тем, российские киберпропагандистские и дезинформационные кампании будут стремиться настроить международное общественное мнение против того, чтобы НАТО «начало» войну против «гуманитарного вмешательства» России. По сути, Москва будет делать ставку на то, что страны Западной Европы не захотят рискнуть ядерной войной, чтобы освободить уже завоеванные страны Балтии.

Прямое присутствие НАТО

В 2016 году НАТО начала временную ротацию четырех многонациональных механизированных батальонов численностью 4500 человек в Прибалтику и Польшу.

Вот краткое изложение более крупных подразделений Enhanced Forward Presence по состоянию на апрель 2019 года:

В Тапе, Эстонии, находится британский мотопехотный батальон, укомплектованный боевыми машинами пехоты Warrior и основными боевыми танками Challenger 2 , усиленный бельгийскими и датскими механизированными ротами.

В Адажи, Латвии, канадский механизированный батальон поддерживается ротой, состоящей из польских танков PT-91 и итальянской, словацкой и испанской мотопехоты.

Южнее литовская механизированная бригада Iron Wolf усилена немецким батальоном с БМП Marder, танками Leopard 2A6 и самоходными гаубицами PzH 2000. Это подразделение дополнительно усилено чешскими, голландскими и норвежскими мотопехотными ротами.

В Оршизе, недалеко от Сувалки, Вашингтон направил эскадрилью размером с батальон 278- го бронетанкового кавалерийского полка Национальной гвардии Теннесси, оснащеннуя танками M1 Abrams и разведывательными машинами M3 Bradley . 278- я находится в партнерстве с 15- й механизированной бригадой Польши (танки Т-72М1 и боевые машины BWP-1), а также с британской легкой разведывательной ротой и батареей хорватских самоходных артиллерийских орудий Vulkan и румынских артиллерийских установок.

Албания, Исландия, Люксембург и Черногория предоставляют дополнительные меньшие контингенты.

(Примечание: рота обычно насчитывает от ста до двухсот человек личного состава и от десяти до двадцати бронетранспортеров. Батальон состоит как минимум из трех передовых рот и дополнительных вспомогательных подразделений.)

Несколько усиленных батальонов, какими бы боеспособными они ни были, не могут надеяться остановить вторжение, в котором могут быть задействованы десятки батальонных тактических групп. В Западном военном округе России, например, более 300 000 человек личного состава, и военная игра RAND предполагала, что Россия развернет 450 танков.

Вместо этого батальоны действуют как «натяжные тросики», добавляя в игру НАТО. Если Россия хочет вторгнуться в Прибалтику, ей теоретически придется сражаться и убивать солдат НАТО, дислоцированных там, а не просто атаковать небольшие балтийские вооруженные силы. Это повысит вероятность решительного контрнаступления НАТО.

Однако, учитывая небольшую численность войск, российские силы могут попытаться обойти «растяжки» и сосредоточиться на обеспечении безопасности прилегающей сельской местности.

Обычное сдерживание в странах Балтии

Концепция растяжки работает только в том случае, если НАТО сможет быстро контратаковать силами реагирования численностью 40 000 человек. Это означает преодоление Сувалкского коридора, поскольку воздушное пространство Балтийского моря и морские пути сообщения будут серьезно заблокированы российскими ракетами.

Российские сухопутные войска могут не только продвигаться из Калининграда и, возможно, Белоруссии, чтобы воспрепятствовать прохождению коридора, но они могли использовать артиллерию дальнего действия и баллистические ракеты «Искандер» для поражения баз НАТО и колонн подкрепления, что потенциально могло привести к тяжелым потерям и серьезным задержкам. Использование дальнобойного оружия позволило бы Москве отрицать вторжение ее войск в другую страну, в то же время повысив политический риск западных ответных ударов. Россия использовала трансграничные артиллерийские удары, чтобы нанести смертельный удар по Восточной Украине в 2014 году.

Конечно, Россия попытается вмешаться в Прибалтику только в том случае, если почувствует отсутствие надежных возможностей и решимости в НАТО. Так, в отчете Центра анализа европейской политики за 2018 год утверждается, что лучший метод защиты стран Балтии — это сделать сдерживающее присутствие НАТО более убедительным.

Автор отчета, генерал-лейтенант Бен Ходжес, утверждает, что более статичная стратегия глубокоэшелонированной защиты плохо подходит для конфликта, в котором силы НАТО могут начать действовать вдали от места действия.

Вместо этого силы натяжения НАТО должны стать более мобильными, чтобы силы вторжения не могли их просто избежать. Например, батальон ПВО малой дальности, состоящий из Avenger Humvees, несущий зенитные ракеты Stinger, был бы полезен в качестве «мобильной связки». Между тем, дополнительные артиллерийские подразделения дальнего действия могли быстро обеспечить контрбатарейный огонь.

Ходжес также предлагает многочисленные меры, предназначенные для с ответных действий НАТО, такие как финансирование региональной инфраструктуры, закупка более тяжелых транспортных средств, создание штаба дивизии и т.д.

Такие относительно рентабельные реформы могут гарантировать, что силы НАТО могут двигаться достаточно быстро и достаточно мощно, чтобы российская операция такая, как захват Крыма, которая опирается на скорость, обман и политический хаос, с меньшей вероятностью состоялась. Оптимистичный вывод состоит в том, что усиление защиты Сувалкского коридора и Балтийского моря может сделать маловероятную, но потенциально разрушительную войну между Россией и НАТО еще менее вероятной.

Себастьян Роблин 

Источник

Читайте также: Время возмездия: как «Крымская платформа» может решить проблемы России

# # # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!