Россия наращивает присутствие в Азовском море

В Донецком государственном университете внутренних дел, в Мариуполе состоялся круглый стол на тему «Реализация морской доктрины Украины в контексте обеспечения безопасности судоходства в Азовском море», сообщает armyinform.com.ua

Целью круглого стола стала выработка рекомендаций для дальнейшей разработки законодательства по определению и предупреждения угроз национальной безопасности в сфере морской деятельности в Азовском море и Керченском проливе для усиления безопасности судоходства в регионе, в рассмотрении проблемных аспектов делимитации и определения статуса морских пространств и путей их преодоления с учетом международного опыта.

В работе круглого стола приняли участие: представители ВМС; Борис Бабин, профессор, эксперт Ассоциации реинтеграции Крыма; Богдан Устименко, директор Украинского института морского права и безопасности; Андрей Клименко, руководитель Мониторинговой группы Института Черноморских стратегических исследований по вопросам международных санкций, милитаризации Крыма и свободы судоходства; Марина Чуйко, региональный представитель Всеукраинской общественной организации «Юридическая сотня» в Донецкой области. Также к дискуссии присоединились ученые учебного заведения, представители Мариупольского городского совета, правоохранители, волонтеры и активисты города.

Экспансия Азовского моря Россией началась еще в 2003 году после подписания Договора о внутреннем море двух стран

Начал мероприятие представитель ВМС капитан 3-го ранга Александр Калько, который рассказал о возможных угрозах национальной безопасности в сфере морской деятельности в соответствии с Морской доктрины Украины.

— В свое время прусский генерал Карл фон Клаузевиц высказался: война — это продолжение политики государства другими средствами. И в этой парадигме Россия удачно реализует свою политику по экспансии Украины и нынешнее состояние вещей в Азовском море — наглядный тому пример. С начала объявления Украиной независимости РФ всячески избегала проведения делимитации морской границы. А в 2003 году устроила провокацию у Тузлинской косы и в условиях перспективы решения военного конфликта заставила Украину подписать Договор о внутреннем море двух стран.

По словам офицера, это позволило РФ проводить дальнейшую экспансию Азовского моря. С построением Керченского моста Россия де-факто получила ключи от Азовского моря, заложила основу для полного контроля над западом к морю кораблей как Украины, так и третьих стран и продолжила перераспределение трафика морских перевозок в свою пользу в полной изоляции украинских портов; наращивает свое присутствие с ожиданием благоприятной внешне-политической ситуации для осуществления десантной операции на украинском побережье. Наша страна со своей стороны из-за нехватки опыта во внешне-политической деятельности как субъекта международных отношений в Азовском регионе пока должен каждый раз искать решение от навязываемых Россией дипломатических военных действий, держаться в постоянной боевой готовности для сдерживания агрессора.

Представитель ВМС считает, что такое положение вещей является следствием отсутствия в регионе территориального моря с определенными границами, что значительно повышает угрозу вторжения с морского направления, захват украинских торговых и военных судов.

— Поэтому развитие национальной безопасности и четкой позиции Украины как субъекта международных отношений, использования всего арсенала международного права с привлечением международного арбитража и военного присутствия дают нам возможность уменьшить военную напряжение, обеспечить свободное судоходство в Азовском море, укрепить транзитные потоки через украинские морские порты — заметил капитан 3-го ранга А. Калько.

Действия России по закрытию части акватории Черного моря в направлении Керченского пролива нарушают международные нормы

Борис Бабин и Богдан Устименко в своих выступлениях отметили, что после подписания вышеупомянутого Договора между Украиной и Россией в декабре 2003 года военные корабли США и НАТО могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив с согласия как Украины, так и России. В то же время согласно статье 52 Венской конвенции о праве международных договоров с 1969 года данный международный документ не имеет юридической силы, поскольку заключение его стало результатом угрозы силой.

Также эксперты напомнили, что весной этого года РФ объявила о закрытии к октябрю части акватории Черного моря в направлении Керченского пролива для военных кораблей и государственных судов других стран под предлогом военных учений. Также известно, что в соответствии с предписаниями Конвенции ООН по морскому праву, Керченский пролив является международным, поскольку используется для международного судоходства между частями исключительных экономических зон Азовского и Черного морей. Это означает, что все суда, в том числе военные, а также летательные аппараты, могут пользоваться правом беспрепятственного прохода или пролета через Керченский пролив и заходить в Азовское море.

Со своей стороны Андрей Клименко рассказал присутствующим о ситуации по созданию препятствий передвижению судов в Азовском море и Керченском проливе течение последних трех лет.

Что нужно сделать Украине, чтобы судоходство в Азовском море стало безопасным

По результатам обсуждения докладов участники круглого стола определили неотложные, на их взгляд, предложения для органов государственной власти.

По их мнению, с целью определения направлений государственной морской политики, задач и механизмов защиты интересов на море, необходимо дополнить Закон Украины «О национальной безопасности Украины» нормами, направленными на необходимость разработки долгосрочной Стратегии морской безопасности Украины, на основе которой могут нарабатываться соответствующие государственные целевые и другие программы. Также на государственном уровне нужно принять законодательную базу о внутренних водах и территориальном море, приостановить судоходство в территориальном море вокруг Крымского полуострова и под эгидой ООН, начать принудительную переговорную процедуру против РФ с целью установления морской границы в Черном и Азовском морях и Керченском проливе.

Кроме того, участники круглого стола определили необходимость изменений в законодательстве по охране правопорядка и противодействия преступности на морских акваториях для подчиненных МВД органов — ГНСУ, Нацгвардии и Нацполиции.

# # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!