В России заявили о критической зависимости от импорта стратегических металлов

Россия импортирует треть стратегических видов минерального сырья и 60% дефицитных видов полезных ископаемых. А это создает риски национальной безопасности России. Об этом говорится в отчете Счетной палаты РФ. По ее данным, Украина в 2018—2020 годах обеспечивала поставку 82,9% сырья для производства титана, 51,2% циркония и 70% каолина.

Читайте также: Неспособность импортозамещения оставила российских подводников без надежды на спасение

«В связи с низким качеством руд по отдельным видам полезных ископаемых, отсутствием эффективных технологических решений по их извлечению и переработке добыча некоторых стратегических и дефицитных видов минерального сырья осуществляется в недостаточном объеме, что обуславливает необходимость их частичного, а в некоторых случаях полного импорта», — говорится в опубликованном Счетной палатой отчете «Оценка эффективности управления государственным фондом недр в 2018—2019 годах и истекшем периоде 2020 года в целях устойчивого обеспечения базовых отраслей экономики страны видами минерального сырья, ресурсы которых недостаточны и обеспечиваются в том числе за счет импорта».

По данным ведомства, в 2018—2020 годах потребности России в марганце, хроме, титане и литии полностью обеспечивались за счет импорта, а по цирконию закупки за границей составили 87,2%. «В рассматриваемом периоде также наблюдается высокая доля импорта по видам дефицитных видов полезных ископаемых, которые не являются стратегическими, но имеют важное значение для развития промышленности: йод — 100%, плавиковый шпат — 95%, бентониты для литейного производства — 89,6%, каолин — 68,3%», — говорится в отчете Счетной палаты.

В ведомстве заметили, что всего в течение трех лет в значительных объемах импортировалось более трети стратегических видов минерального сырья и более 60% дефицитных видов полезных ископаемых (с учетом импорта переделов).

По некоторым видам минерального сырья при этом Россия зависит от не совсем сегодня дружественных стран. Так, например, в 2018—2020 годах Украина обеспечивала поставку 82,9% сырья для титана, 51,2% циркония и 70% каолина.

«На Казахстан пришлось 87% импортируемого хрома и 73,2% импортируемой меди, 70,7% лития импортировалось из Чили, 83,3% бокситов — из Китая, а Монголия поставила 85,2% плавикового шпата», — приводит Счетная палата данные закупок. В ведомстве считают, что возникновение перебоев в импортных поставках может создать риски для полноценного функционирования отраслей черной и цветной металлургии, военно-промышленного комплекса, авиакосмической отрасли, химической промышленности, медицины.

«Управление государственном фондом недр недостаточно эффективно. Отсутствие комплекса мер по импортозамещению дефицитных стратегических видов минерального сырья создает риски для национальной безопасности страны в условиях неопределенности внешнеполитической ситуации», — один из выводов отчета.
Высокая зависимость России от импорта минерального сырья — не новость. В госдокладе Минприроды о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов России в 2019 году говорится, например, что Россия располагает одной из крупнейших в мире сырьевых баз титана — на ее долю приходится 12,5% запасов мира. Однако вклад страны в мировое производство концентратов титана составляет всего 0,04%.

В 2019 году в России добыли 446 тыс. тонн TiO2, однако практически в полном объеме его потеряли — извлекли всего 3,1 тыс. тонн TiO2. Поэтому 75 тыс. тонн титанового пигмента и 45,9 тыс. тонн губчатого титана произвели из иностранного сырья, указывается в госдокладе.

Читайте также: Россия не может закрыть импортную дыру в триллион рублей

# # # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!