Мировой нефтяной рынок взбудоражен аварией на Суэцком канале, который во вторник был перегорожен севшим на мель огромным контейнеровозом Ever Given. Операция по вызволению судна продлится двое суток, а уже сейчас в канале образовалась пробка из 150 судов с грузами на миллиарды долларов, в том числе российской нефтью на $160 млн. Цена на нефть Brent к вечеру подскочила на 5%, а аналитики предупреждают о дополнительной угрозе мировой торговле, и так расстроенной пандемией, пишет The Bell.
Читайте также: Иранские танкеры в обход санкций подошли к портам Сирии и Венесуэлы
Сверхбольшой контейнеровоз Ever Given (класс Triple E, длина 400 метров, ширина 59 метров, вместительность до 20 тысяч контейнеров), следовавший из Шэньчжэня в Роттердам, перегородил Суэцкий канал ранним утром 23 марта. Судно потеряло управление и село на мель в условиях плохой видимости во время песчаной бури, сопровождавшейся ветром в 40 узлов.
Чтобы освободить проход, контейнеровоз придется буксировать, и успешно провести операцию можно только во время прилива. Если это не удастся сделать сегодня вечером, следующая возможность представится только в 8 утра в четверг. Даже если судно удастся спустить обратно на воду, до места ремонта оно дойдет только через десятки часов — поврежденное судно сможет идти до места ремонта со скоростью не выше двух узлов, цитирует S&P Global Platts специалиста по морской навигации. Еще пять дней уйдет на «расшивание» образовавшейся пробки, оценивает S&P Global.
Подсчеты Bloomberg показали, что в образовавшейся в Суэцком канале пробке стоит более 150 судов со всего мира. Среди них, на северной стороне канала, танкеры с 2,6 млн баррелей российской нефти на $160 млн. Цена на нефть, которая в начале марта впервые с 2019 года пробила уровень $70, но к 23 марта упала почти до $60, резко подскочила К 22:00 мск баррель Brent прибавлял к закрытию вторника почти 6%, или $3,6, и стоил $64,4.
Через Суэцкий канал проходит около 10% всей мировой морской торговли нефтью. Альтернативный маршрут — вокруг Африки, через мыс Доброй Надежды — на две недели дольше и значительно дороже. Но долгосрочного эффекта на цену на нефть инцидент все же не окажет, считают в S&P Global.
Зато, если блокировка канала продлится несколько дней, она может привести к росту стоимости фрахта, которая в последние месяцы и так бьет рекорды — по сравнению с весной 2020 года контейнерные перевозки подорожали в 6,5 раз, напоминает The Wall Street Journal. Мировые производственные и логистические цепочки спустя год после начала пандемии и так частично разорваны. Самый яркий пример — кризис на рынке микрочипов, усугубленный пожаром на японской фабрике на прошлой неделе: из-за дефицита микросхем уже начали вставать автозаводы Ford, Toyota, Volkswagen и Honda, писал сегодня Bloomberg.
Авария на Суэцком канале — очередное напоминание о проблеме «бутылочных горлышек» в мировой торговле, таких как Суэцкий и Панамский каналы и жизненно важный для перевозок нефти Ормузский пролив, отмечает WSJ.
Читайте также: В Суэцком заливе танкер ВМФ РФ столкнулся с сухогрузом
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet