Авария в Суэцком канале поставила под угрозу международные поставки

Мировой нефтяной рынок взбудоражен аварией на Суэцком канале, который во вторник был перегорожен севшим на мель огромным контейнеровозом Ever Given. Операция по вызволению судна продлится двое суток, а уже сейчас в канале образовалась пробка из 150 судов с грузами на миллиарды долларов, в том числе российской нефтью на $160 млн. Цена на нефть Brent к вечеру подскочила на 5%, а аналитики предупреждают о дополнительной угрозе мировой торговле, и так расстроенной пандемией, пишет The Bell.

Читайте также: Иранские танкеры в обход санкций подошли к портам Сирии и Венесуэлы

Сверхбольшой контейнеровоз Ever Given (класс Triple E, длина 400 метров, ширина 59 метров, вместительность до 20 тысяч контейнеров), следовавший из Шэньчжэня в Роттердам, перегородил Суэцкий канал ранним утром 23 марта. Судно потеряло управление и село на мель в условиях плохой видимости во время песчаной бури, сопровождавшейся ветром в 40 узлов.

Чтобы освободить проход, контейнеровоз придется буксировать, и успешно провести операцию можно только во время прилива. Если это не удастся сделать сегодня вечером, следующая возможность представится только в 8 утра в четверг. Даже если судно удастся спустить обратно на воду, до места ремонта оно дойдет только через десятки часов — поврежденное судно сможет идти до места ремонта со скоростью не выше двух узлов, цитирует S&P Global Platts специалиста по морской навигации. Еще пять дней уйдет на «расшивание» образовавшейся пробки, оценивает S&P Global.

Подсчеты Bloomberg показали, что в образовавшейся в Суэцком канале пробке стоит более 150 судов со всего мира. Среди них, на северной стороне канала, танкеры с 2,6 млн баррелей российской нефти на $160 млн. Цена на нефть, которая в начале марта впервые с 2019 года пробила уровень $70, но к 23 марта упала почти до $60, резко подскочила К 22:00 мск баррель Brent прибавлял к закрытию вторника почти 6%, или $3,6, и стоил $64,4.

Через Суэцкий канал проходит около 10% всей мировой морской торговли нефтью. Альтернативный маршрут — вокруг Африки, через мыс Доброй Надежды — на две недели дольше и значительно дороже. Но долгосрочного эффекта на цену на нефть инцидент все же не окажет, считают в S&P Global.

Зато, если блокировка канала продлится несколько дней, она может привести к росту стоимости фрахта, которая в последние месяцы и так бьет рекорды — по сравнению с весной 2020 года контейнерные перевозки подорожали в 6,5 раз, напоминает The Wall Street Journal. Мировые производственные и логистические цепочки спустя год после начала пандемии и так частично разорваны. Самый яркий пример — кризис на рынке микрочипов, усугубленный пожаром на японской фабрике на прошлой неделе: из-за дефицита микросхем уже начали вставать автозаводы Ford, Toyota, Volkswagen и Honda, писал сегодня Bloomberg.

Авария на Суэцком канале — очередное напоминание о проблеме «бутылочных горлышек» в мировой торговле, таких как Суэцкий и Панамский каналы и жизненно важный для перевозок нефти Ормузский пролив, отмечает WSJ.

Читайте также: В Суэцком заливе танкер ВМФ РФ столкнулся с сухогрузом

# # # # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!