«Танки, крест и томик Достоевского». Кремль внедряет идеологию экспансии на Донбассе

28 января 2021 года в Донецке произошло событие, которое организаторы назвали «интеграционным форумом» Русский Донбасс. В центре внимания был круглый стол, где обсуждалась «практическая реализация доктрины «Русский Донбасс» в сферах жизнедеятельности «ДНР» и «ЛНР».

Читайте также: Доктрина грабежа. Интеграция “ДНР” и “ЛНР” в Россию отменяется

В нем принимали участие как главы так называемых «ДНР» и «ЛНР» — Денис Пушилин и Леонид Пасечник — так и представители Государственной думы РФ — Андрей Козенко и Казбек Тайсаев. Также среди присутствующих были сливки кремлевского пропагандистского истеблишмента — Маргарита Симоньян, Тигран Кеосаян, Роман Бабаян. Суммировать цель этого собрания можно цитатой самой Симоньян: «Люди Донбасса хотят жить у себя дома и быть частью нашей большой, щедрой Родины. И мы обязаны им это обеспечить. Россия, Матушка, забери Донбасс домой».

Собственно, с исторической точки зрения документ Русской доктрины невозможно воспринимать всерьез, ведь он является ничем иным, как компиляцией исторических фактов, которые подаются в духе классической советской историографии вперемешку с неоимперским стилем современной России.

Читайте также: Обещанная Путиным поддержка “ЛДНР”. Хлеба не будет, а зрелище – такое себе

Эта доктрина является ярким примером, как кремлевская пропаганда пытается манипулировать и массово влиять на сознание людей, насаждая идеологемы так называемого русского мира — идеологической доктрины путинизма, своеобразного представления о России как особой духовной цивилизации, объединяющей всех русскоязычных людей, даже далеко за пределами РФ. Как метко отметила в своем недавнем интервью Юлия Лапутина, генерал-майор СБУ и Министр по делам ветеранов, «смысловая война — важная составляющая информационного оружия РФ».

Неоимперский дискурс российской власти направлен на то, чтобы проводить свою идеологическую экспансию и оправдывать собственные военные действия на территории других государств. Если говорить проще — идти с танками на земли соседей, держа православный крест и прикрываясь томиком Достоевского в знак того, что все это вынужденные действия России во имя спасения великой духовной русской цивилизации.

Ключевой посыл текста Русской доктрины сводится к мысли, что Донбасс с его жителями — территория, которая всегда принадлежала России, а времена, когда современные Луганская и Донецкая области входили в состав Украины, являются просто несправедливыми к России периодами в истории. По словам авторов, целью доктрины является восстановление так называемой справедливости, то есть закрепить статус «ДНР» и «ЛНР» в виде «русских национальных государств». Чтобы легитимизировать свою позицию, авторы документа пытаются создать что-то вроде исторического экскурса «От V века до появления ДНР/ЛНР».

Этим фашистским по своей сути документом Россия прямым текстом заявляет, что она и в дальнейшем будет проводить политику территориальной экспансии в отношении украинских земель, прикрывая свои военные преступления защитой «соотечественников», «русского народа» Донбасса. тем временем раздавая местному населению российские паспорта. Это типичный прием экспансионистской политики Кремля, который хорошо известен еще с советских времен, — превращение украинского населения Донбасса в манкуртов и янычар. Каким-либо образом заставить рожденных на этой земле людей ненавидеть Украину, ее язык и вообще все, связанное с украинцами.

На страницах Русской доктрины совершенно нет упоминаний об украинском Донбассе — о казачестве, поразительном антисоветском подполье, существовавшем на этих землях, о мощной сети ОУН, которая там действовала во времена Второй мировой войны, об украинских литераторах и культурных деятелях. Среди них, например, писатель-просветитель Борис Гринченко — составитель совершенного на то время словаря украинского языка, который работал учителем на Луганщине. Он преподавал в школе Кристины Алчевской, которая, несмотря на антиукраинскую политику в Российской империи, основала первую на ее территории воскресную школу для женщин. Не говоря уже о большом количестве архивных фотографий, где жители Луганщины и Донеччины одеты не в кокошники и сарафаны, а в традиционную украинскую одежду, с уникальными элементами своего региона.

В свете пропагандистских российских медиа Украины целенаправленно освещается с наихудшей стороны. В условиях гибридной войны, которую Россия ведет против Украины, кремлевские пропагандисты не жалеют ни денег, ни усилий для дискредитации Украины, украинцев и Майдана, массово распространяя по миру дезинформацию и создавая бесчисленное количество фейков.

В тексте Русской доктрины ы почти не упоминается слово Украина, взамен используются «Малороссия» и «украинский проект». Очевидно, Украину целенаправленно хотят изобразить не как независимое и суверенное государство, а в любимом амплуа российской пропаганды как «страну, управляемую извне». В частности, утверждается, что украинизация является попыткой Украины провести геноцид «русского народа». Цитирую: «Утвердив приоритет насильственного и кровавого насаждения украинского языка и культуры, Украина объявила войну всему русскому населению бывшего СССР».

Помню эпизод из моей жизни, когда в детстве я жила на другом континенте и была вынуждена временно посещать русскую школу при посольстве РФ. Однажды во время урока истории мой учитель, он же директор школы, кстати, родом из Украины, не дал мне завершить доклад об украинской освободительной борьбе Богдана Хмельницкого. Разъяренный, он сказал, что такой страны как Украина никогда не существовало, а украинский язык — диалект русского. После чего взял пачку сигарет и покинул класс.

Уже во взрослом возрасте я побывала в Москве и в Ростове-на-Дону. Я считаю, что о какой-либо стране много может рассказать то, какие книги доминируют в местных книжных магазинах. На полках российских магазинов я нашла множество книг с агрессивным украинофобским и антизападным направлением, с такими заголовками как Конец проекта «Украина» В. Коровина, Украинская химера С. Бунтовского, Взбесившийся Майдан К. Хольцманна, Несостоявшееся украинское государство А. Федюшина и тому подобное. Зато там невозможно найти публицистику Александра Радищева, Николая Чернышевского и Александра Герцена, известных своим критическим мышлением по отношению к императорской России. В то же время популярны книги, где возвеличивается роль Сталина в истории. Например, Путин, учись у Сталина Д. Верхотурова, Сталинизм — спасение России Л. Гурджиева, 1937. Не верьте лжи о «сталинских репрессиях» А. Елисеева и многие другие.

Поэтому постулаты, изложенные в Русской доктрине, не просто ерунда. Это взгляд на Украину, задекларированный Россией на государственном уровне. Этот текст является документом-угрозой Украине, созданным в первую очередь для украинской аудитории. Напоминание того, что Россия не остановится перед достижением своей цели — восстановлением собственной геополитической гегемонии, которая сильно пошатнулась после распада Советского Союза, по словам Владимира Путина — «крупнейшей геополитической катастрофы XX века».

Важно не забывать, что для Украины Россия является цивилизационным врагом, многовековым угнетателем, чья цель — уничтожить украинскую идентичность, государственность и исключить сближение украинцев с Западным миром. Россия не собирается пренебрегать ни вооруженными методами, ни информационными атаками. Так же и Украина должна защищать свои границы, свою идентичность и право на самостоятельное развитие.

Тем, кто мечтает отделить от Украины земли Донбасса, следует напомнить свидетельство Пантелеймона Кулиша в произведении Заметки о Южной Руси, где он вспоминает о камне на Саур-могиле с красноречивой надписью: «Проклят-проклят-проклят, кто будет от запорожцев отбирать землю, пока свет солнца!».

Ольга Ковтун

Источник

# # # # # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!