Неравноценный обмен пропагандой. Китай агрессивно продвигает себя через росСМИ

С 2018 года крупные российские провластные СМИ сотрудничают с Медиакорпорацией Китая – конгломератом нескольких теле- и радиокомпаний КНР. Благодаря этому в России увеличилось количество пропагандистских новостей и статей о Китае. По условиям соглашения, медиа в КНР также публикуют российские новости, однако это неравноценное сотрудничество и не все статьи могут быть опубликованы, в том числе и те, которые написаны российским президентом. Материал об обмене пропагандой между Китаем и Россией опубликовала «Медуза».

Медиакорпорация Китая была создана в 2018 году по инициативе главы КНР Си Цзиньпина на фоне обострившейся торговой войны с США. В том же году на Восточном экономическом форуме во Владивостоке корпорация заключила партнёрское соглашение с агентством «Россия сегодня». По информации источника «Медузы», между сторонами есть договорённость по количеству публикаций с китайской стороны. При этом российская сторона заранее оговорилась, что есть определённые требования к стилистике и содержанию, потому что некоторые китайские материалы написаны казённым языком и выдержаны в духе официального Пекина.

В качестве примера такого сотрудничества между российскими и китайскими СМИ «Медуза» приводит статью в «Российской газете» под заголовком «В Синьцзяне не нарушаются права человека». Материал посвящён положению уйгуров, которые проживают Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. «Благодаря мудрой политике китайского правительства жителям Синьцзян-Уйгурского автономного района обеспечена гармоничная и стабильная жизнь», – говорится в подписи к одной из фотографий в статье. Правозащитники неоднократно заявляли, что уйгуры подвергаются гонениям со стороны китайских властей. Материал написан в пропагандистском стиле, а «Российская газета» в ней ссылается на «информслужбу мобильного приложения «Россия – Китай: главное». Приложение является совместным проектом Медиакорпорации Китая, агентства «Россия сегодня» и «Российской газеты».

По данным агентства «Медиалогия», в российских СМИ в месяц выходит больше сотни материалов, источником которых является китайская корпорация. В китайских медиа в ответ появляются «положительные» новости из России. Профессор глобальных коммуникаций в Университете штата Джорджия Мария Репников в разговоре с «Медузой» заявила, что журналисты национальных китайских СМИ ей открыто сообщали, что им запрещено негативно писать о России.

При этом не все российские темы могут освещаться в Китае. Например, материалы в защиту аннексии Крыма, который официальный Пекин считает территорией Украины. Ограничения могут коснуться даже статьи президента России Владимира Путина о Второй мировой войне. На китайской версии сайта Sputnik, который принадлежит агентству «Россия сегодня», материал был заблокирован в день публикации. Согласно данным сервиса WebSitePulse, статья до сих пор не разблокирована на территории Китая. В пресс-службе издания и пресс-службе МИА «Россия сегодня», не ответили на вопрос «Медузы» о том, почему это могло произойти.

При этом успехов продвижение китайской повестки в российских СМИ, по оценке «Медузы», не имеет. Материалы набирают мало просмотров, мобильное приложение «Россия – Китай: главное», по данным сервиса App Annie, с начала 2020 года не поднимается выше второй сотни в разделе «Новости» в AppStore, посты в одноимённом паблике в социальной сети «ВКонтакте» в основном собирают около 20 лайков. В попытках придумать новые форматы и привлечь аудиторию русская служба канала CGTN, который входит в Медиакорпорацию Китая, написала рэп про двухнедельное заседание высших органов власти КНР известное как «Две сессии».

Опрошенные «Медузой» эксперты называют причиной того, что китайская повестка в российских СМИ не интересует аудиторию, формальный подход к работе и желание «показать вал» независимо от эффективности, а также недостаток квалифицированных кадров на русско-китайском направлении.

Читайте также: Скандальную статью Путина о Второй Мировой заблокировали в Китае

# # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!