Почему России пришлось списать миллиардные долги африканским странам?

Одна из самых обсуждаемых в России тем, связанных с прошедшим в Сочи саммитом «Россия — Африка», — это списание Москвой долгов странам этого континента. Речь идет о $20 млрд, которые, как пояснил официальный представитель Кремля Дмитрий Песков, «были эфемерными и невозвратными». Зато будучи обнуленными открывают «много новых возможностей». Рассказываем, кому и сколько списала Россия и почему она не смогла этого не сделать, пишет издание «znak.com».

Кому и сколько?

Исчерпывающую справку по списанному африканскому долгу приводит ТАСС. В ней не только названы страны, которым прощены долги, но и условия их обнуления. По состоянию на 1991 год, страны Африки должны были СССР около $21 млрд. Две трети этой суммы приходилось на пять стран: Алжир, Анголу, Ливию, Мозамбик и Эфиопию. А в общей сложности на страны Африки приходилось чуть менее пятой части всей мировой задолженности перед СССР, которую унаследовала Россия.

Еще в 1996 году РФ списала Анголе $3,5 млрд из $5 млрд. Это был долг за поставки оружия и военной техники из СССР за период с 1981 по 1991 год. Далее, в 2001 году, Россия списала 80% от $4,8 млрд долга Эфиопии. В 2005 году к сумме списания добавились еще 1,1 млрд из оставшейся суммы. Оставшиеся $163,6 млн страна будет погашать в течение 30 лет. В 2006 году Россия полностью простила задолженность Алжиру. На момент списания она достигла $4,7 млрд. В 2008 году РФ согласилась списать $4,5 млрд Ливии.

Мозамбик попал в пакетное соглашение, в рамках которого в 1999 году Россия согласилась в течение четырех лет списать от 60 до 90% долгов целому ряду беднейших стран Африки. Так, Мозамбик смог избавиться от 90% своего долга в $2,5 млрд перед страной. В 2013 году Россия и Мозамбик договорились об использовании оставшейся части долга ($144 млн) на проекты развития самого Мозамбика — то есть фактически договорились о новом списании.

В соглашение 1999 года также попали Бенин (ему простили 70% от его долга в $61,6 млн), Гвинея-Бисау (80% от $178 млн), Замбия (80% от $700 млн), Мадагаскар (70% от $557 млн), Мали (100%, или $114 млн), Танзания (80% от $586 млн), Сан-Томе и Принсипи (70% от $10,9 млн), Экваториальная Гвинея (70% от $11,8 млн). Как и Эфиопия, все эти страны обязались погасить остатки долга за 30 лет.

Почему это было неизбежно?

О том, что Россия простила африканским странам более $20 млрд долгов, Владимир Путин объявил еще в сентябре 2017 года. Списание произошло в рамках инициативы по оказанию помощи беднейшим странам с большой задолженностью, сказал Путин журналистам после встречи с одним из африканских коллег. 

Надо понимать, что это не российская, а международная инициатива. Еще в 1996 году Всемирный банк и Международный валютный фонд инициировали программу облегчения долгового бремени для беднейших стран мира. После чего страны «большой восьмерки» (включая Россию, которая входила в G8 с 1997 по 2014 год) договорились списать все долги 18 беднейшим странам мира. 

На официальном сайте Кремля можно найти текст «Плана действий „Группы восьми“ по Африке», датированный июнем 2002 года. В разделе, который касается облегчения бремени внешней задолженности африканских стран, говорится о цели сократить эту нагрузку на две трети, в том числе за счет списания долгов на двусторонней основе. 

Говоря проще, страны «восьмерки», которые и выступали основными кредиторами Африки, договорились обнулить африканские долги перед собой. Это, как было сказано в документе, должно было позволить беднейшим странам-должникам «значительно увеличить объем ресурсов на цели образования, здравоохранения, социальные и производственные сферы».

Получается, Россия, покинувшая «восьмерку» после военного конфликта на юго-востоке Украины и аннексии Крыма, к тому времени в целом успела выполнить свои обязательства по африканским долгам в рамках клуба развитых держав. Списание долгов произошло еще несколько лет назад, и об этом сообщалось на высшем уровне. Прощение Африке $20 млрд — давнее решение, а не результат последних нескольких дней, подтвердил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Но первый российско-африканский саммит, который Москва тоже готовила в течение нескольких лет, состоялся только сейчас. И тема списанных долгов не могла не стать иллюстрацией к намерению руководства России перезагрузить свои отношения со странами Африки.

Почему этого вряд ли избежать в будущем?

Простив долги африканским правительствам, Россия, по крайней мере на словах, хотела бы уберечь себя от таких широких жестов в будущем. Но удастся ли это — большой вопрос. Еще в конце 2016 года Москва предоставила Египту $25 млрд, которые должны пойти на строительство АЭС «Эль-Дабаа», включая оплату инженерных разработок и материально-технического снабжения. И одна эта сумма больше всего прощенного долга африканскому материку. Оптимизм внушает тот факт, что Египет — крупнейшая экономика Африки, а внутриполитическая обстановка в этой стране, по крайней мере по состоянию на сейчас, оценивается как вполне стабильная и позволяет надеяться, что Египет будет в состоянии обслуживать и гасить предоставленный заем.

По словам заместителя министра финансов Сергея Сторчака, которые приводит ТАСС, Россия не исключает финансирование экспортных поставок в виде государственных экспортных кредитов в другие страны Африки. Но такая возможность будет предоставлена только странам-заемщикам с устойчивой долговой нагрузкой. И список таких стран у правительства есть. Правда, Сторчак отказался его озвучить, объяснив непубличным характером документа. Впрочем, добавил он, страны Африки пока и не запрашивают у России новых кредитов.

В то же время известный российский экономист Наталья Зубаревич утверждает, что Россия собирается заключить со странами Африки контракты еще на $14 млрд. В основном речь идет о соглашениях в рамках военно-технического сотрудничества, то есть о поставках вооружения.

«И большая часть из них, — потому что Африка не очень платежеспособна, — пойдет оплатой за счет кредитов, выданных Россией. Слушайте, Советский Союз на этом играл долго и вылетел в трубу», — поделилась эксперт своим скепсисом в эфире «Эха Москвы».

По словам Зубаревич, российское руководство игнорирует опыт Китая, который, осваивая Африку и азиатские страны, тоже выдает кредиты, но эти деньги идут на строительство инфраструктуры.

«Это не продажа военной продукции, за которую ты потом получишь пшик за свой кредит. Это инфраструктура, которая переходит в твое ведение как управленца. Ты с этого оперативные доходы получаешь. Может, брать пример с великих и могучих китайских братьев, которые не просто дали кредит, построили за счет своих китайских строительных компаний, за счет китайской техники, которая использована для возведения этих объектов? А потом, если ты бедный — ну, скажем, Пакистан или Бангладеш, — и не смог расплатиться, ты отдаешь в аренду этим же китайцам пользование. И они получают оперативные доходы. Вот это мудрая политика. Циничная, но мудрая», — сказала Зубаревич.  

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!