Гибридные союзники Кремля в Ливане

«Десятилетиями, применяя так называемую мягкую силу, Россия готовила самые опасные маршруты для танков. И вот именно там, где их идеологические диверсанты погрузились глубже всего, они и парализовали волю к сопротивлению. И вот именно там у нас теперь оккупированные территории, которые нужно освобождать», – проанализировал военно-политическую ситуацию Украины в своем Twitter президент государства Петр Порошенко. Гибридное влияние России средствами мягкой силы и активных мероприятий можно проследить не только на территории бывшего СССР, но и в странах Ближнего Востока. Применение такой концепции в этом регионе длится столетиями. Самый обсуждаемый пример последнего времени участие РФ в сирийской гражданской войне. Зато осуществление Москвой гибридного влияния в соседнем с Сирией Ливане в медиа широко не освещается.

Премьер-министр Ливана Саад Харири и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев

Открытую поддержку России обычно высказывают представители коалиции 8 марта (просирийские политические партии). Например, глава шиитской группировки «Хезболла» Саид Хасан Насралла в интервью 25 сентября  2015 г. телесети  al-Manar TV (признанная террористической некоторыми странами; получила лицензию на вещание от ливанской власти благодаря содействию экс-президента Сирии Хафеза аль-Асада, отца Башара аль-Асада) поприветствовал наращивание военной мощи Кремля в Сирии в поддержку их общего союзника Б. аль-Асада. Он сказал, что «провальная кампания США против Исламского государства заставила Москву приложить свою руку». В свою очередь официальная Москва не признает «Хезболлу» террористической организацией, аргументируя это тем, что шиитское движение на законных основаниях представлено в парламенте Ливана и никогда не осуществляло терактов на российской территории. Общественное мнение в русскоязычных соцсетях такую аргументацию поддерживает. Так, отсутствие в России произраильского лобби как ответ на вопрос, почему «Хезболла» не признана в России террористической организацией, набрал самое большое количество лайков среди пользователей сайта TheQuestion.ru. Несмотря на шиитско-ближневосточную тему вопроса, коментатор интернет-сервиса навел пример Чеченской Республики Ичкерия как террористической организации, назвал среди прочих «псами войны под дудаевскими знаменами» солдат УНА-УНСО, поставив их в один ряд с афганскими моджахедами. Шиитское движение он представляет как защитника Сирии от вооруженных американцами экстремистов. Такой взгляд соответствует официальной риторике Кремля.

Общую позицию с РФ по Сирии проявил министр иностранных дел страны Джебран Басиль. На пресс-конференции в Москве 18 ноября 2015 г. глава МИД России Сергей Лавров сказал об отсутствии разногласий с ливанским коллегой во взглядах на решение сирийского кризиса: «В ходе этой встрече мы с Дж. Басилем продвигали взвешенные, сбалансированные подходы, которые опираются на необходимость уважения права самого сирийского народа определять свою судьбу. Удовлетворены, что эта принципиальная позиция возобладала в итоговых документах обеих встреч, которые состоялись 30 октября и 14 ноября». Шеф российской дипломатии имел в виду встречи в Вене по урегулированию сирийского вопроса 2015 г. (впервые при участии Ирана), на которых стороны договорились о необходимости переговоров между властью и оппозицией Сирии, уничтожения ИГ и других террористических группировок, но не пришли к согласию на счет будущего Б. аль-Асада. Ранее глава внешнеполитического ведомства Ливана обвинял международное сообщество в неэффективной борьбе с терроризмом, из-за чего страдают народы Ирака, Сирии, Палестины и Ливана. Дж. Басиль считает закономерным участие РФ в событиях на Ближнем Востоке: «Конечно, роль России в регионе не нова. Она уходит корнями во времена Ивана Грозного, когда андреевский флаг был поднят в Бейруте». На вопрос журналиста о возможности обращения Ливана к России с просьбой о военной помощи ответил, что и Россия, и Ливан понимают необходимость суверенности такого решения Ливаном с учетом интересов обеих стран и всего региона. С. Лавров отметил, что такого решения не было, но такой возможности он не исключает.

Свое согласие с мнением российской власти о роли  Б. аль-Асада много раз высказывал в интервью ливанским и иностранным медиа глава Ливанской республики. В программе Hona AL-3asema египетской телесети CBC (Capital Broadcasting Center) от 11 февраля 2017 г. действующий президент Ливана Мишель Аун сказал, что единственное решение конфликта в Сирии – оставить Б. аль-Асада на должности президента страны. Напомним, что Мишель Аун является основателем «Свободного национального течения Ливана» (либерал-консервативно умеренно-националистическая просирийская партия, альянс 8 марта), главой которой сейчас является министр иностранных дел страны и зять президента Дж. Басиль (женат на Шанталь Аун Басиль). Генерал Аун с начала своей военной и политической карьеры был против сирийского военного присутствия в Ливане. После возвращения из вынужденной политической эмиграции во Франции во время Кедровой революции 2005 г. он отказался поддержать антисирийские политические силы, призвав не отстранять от должности просирийского президента Эмиля Лахуда. В феврале 2006 р. его политическая сила подписала соглашение о союзе с  «Хезболлой», которое действует и сейчас. В то время российские СМИ брали название революции в Ливане в кавычки, сравнивая ее с другими цветными революциями в мире, критиковали оппозицию за хаотичность, оппортунизм и неопределенность. Из вышесказанного следует, что ослабление роли Сирии в Ливане не соответствовало интересам Москвы. Однако союз лидера христиан-маронитов (Россия считает себя защитником христиан на Ближнем Востоке) и лидера исламистской группировки (поддерживаемой Сирией и Ираном), по мнению российских политологов, является необходимым для выполнения конфессиональных квот властью Ливана. Хотя такой альянс одновременно тактический и противоестественный.

Дипломатическую кампанию по военному сотрудничеству продолжил  действующий премьер-министр республики Саад Харири. На встрече с шефом российской дипломатии С. Лавровым в Москве 12 сентября 2017 г. он выразил надежду, что его визит поможет обсудить возможность приобретения российского оружия для укрепления боеспособности ливанской армии. По сообщению МИД РФ переговоры о военно-техническом сотрудничестве с представителями Ливана С. Харири, Дж. Басилем и министром внутренних дел Н. Машнуком продлились 15 марта 2018 г. в Риме на второй  Международной конференции в поддержку ливанской армии. На следующий день российские медиа распространили заявление представителя президента РФ по делам Ближнего Востока и стран Африки Михаила Богданова о предоставлении Ливану части продукции военного назначения бесплатно, ведь «Москва «твердо и последовательно» придерживается линии в поддержку суверенитета, единства и территориальной целостности Ливана». Соглашение, переговоры о котором велись с  2009 г., еще не ратифицировано, а уже вызвало резонанс в дипломатических кругах. По информации американской газеты The Christian Science Monitor Россия планирует предоставить Ливану оружие в кредит на 1 миллиард долларов, который нужно будет возвращать на протяжении 15 лет под 0 процентов. В ответ ливанская сторона должна будет разрешить РФ использовать свои порты, аэропорты, тренировать армию и проводить общие военные учения. В случае согласия республики на предложение Москвы США и Великобритания могут поставить под вопрос свои программы военной помощи Бейруту.

Одним из лоббистов Кремля считают почетного консула России в Ливане с 1993 г., исполнительного директора и президента компании Malia Holding, президента Союза Средиземноморских конфедераций предпринимательства Жака Жана Саррафа. В 2000 г. он был избран главой Ассоциации российско-ливанской дружбы, деятельность которой охватывает сферы образования, культуры и социальных инициатив. В 2004 г. стал председателем ливанской части Российско-Ливанского делового совета. Имеет ряд российских наград: «Орден св. Николая» (1992), «Орден дружбы» (2002, награжден президентом России В.В. Путиным), «Орден св. Сергия Радонежского» (2004), «Орден дружбы» МИД России (2008). Как публичное лицо Сарраф дает интервью не только по поводу экономических, но и политических вопросов. В частности, его видение арабо-российских отношений процитировано на главной странице веб-сайта российской компании «Арабия-Экспо»: «Необходимо развивать экономическое взаимодействие между нашими странами, а также укреплять российско-ливанское и российско-арабское сотрудничества». Присутствующая на рынке России с 1997 г. Malia Group является  членом  Российско-Ливанского делового совета. Совет организовал второй Российско-Ливанский деловой форум, который  состоялся 18-20 апреля 2018 г. в ливанском городе Триполи.  В ходе форума обсуждались поставки в Ливан российской продукции машиностроительной отрасли, самолетов и вертолетов, автотранспортной и сельхозтехники, оборудования для переработки твердых бытовых отходов и т.д.. В свою очередь ливанские партнеры предлагают сопровождать российский производственный, торговый и инвестиционный бизнес на смежный ближневосточный рынок (Сирию и Ирак), где компания Саррафа уже представлена.  Вероятно, РФ планирует создать свой политический, военный и деловой  хаб в Сирии и Ираке, ведь эти страны выступают «шиитским коридором» Тегерана для поставки сил и оружия в Ливан. Консульский устав России в отличие от украинского не запрещает почетным консулам активно участвовать в политической жизни государства пребывания, что создает широкое поле для маневров лоббизма.

Напомним, что в декабре 2017 года информационные операции РФ в Ливане увенчались получением лицензии на разработку нефтяных месторождений в ливанском Средиземноморье российской газовой компанией «Новатэк» (лицензии также получили французская и итальянская нефтегазовые компании – Total S.A. и Eni SpA соответственно). Правительственные чиновники Ливана как от ориентированного на Запад альянса 14 марта, так и от ориентированного на Восток альянса 8 марта отмечали позитивное политическое влияние России, которая защитит природные ресурсы республики от Израиля.

Таким образом, политическая элита Ливана показывает общность взглядов с РФ на решение сирийской проблемы, формируя среди своих сторонников симпатию к России как к стране-партнеру и защитнику от израильского врага. Должностные лица избегают комментирования украинско-российской войны и не поддерживают ни одной стороны конфликта, поскольку имеют свои интересы в обеих странах и осуществляют политику дистанцирования от международных споров. Ни один из высокопоставленных чиновников Ливана не посетил аннексированного Россией Крыма, но представитель страны отсутствовал во время голосования относительно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о территориальной целостности Украины. Одобрение действий международного игрока в одной точке планеты может привести к поддержке его внешней политики в целом, что наблюдается по активности в соцсетях. Гибридным влиянием РФ в Ливане является согласие руководства республики с действиями федерации в Сирии, разведка российской компанией месторождений нефти и газа в ливанском Средиземноморье (теперь повлекла новый спор с Израилем из-за блока №9). Опосредствованно скрытое влияние – переход лидера христиан-маронитов в провосточную политическую коалицию. Кроме того новым витком гибридного влияния может стать подписание соглашения о двустороннем военном сотрудничестве.

Татьяна Денисенко

 

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!