Военно-техническое сотрудничество России со странами НАТО: как удержать ВПК на плаву

Конец холодной войны стал поворотным моментом в истории Европы. Советский Союз потерпел крах, а его преемница, Российская Федерация, оказалась в условиях экономического кризиса и потеряла свой авторитет на международной арене. РФ остро нуждалась в поддержке, как в финансовой, так и в партнерской. Понимая всю слабость своей позиции Россия использует свое новое положение для сближения со странами НАТО, которые перестали видеть в РФ своего стратегического противника и были открыты к сотрудничеству. Партнерские отношения с НАТО Россия развивала и в сфере военно-технического сотрудничества. Западно-ориентированная кооперация позволяла России удержать свой ВПК на плаву, обеспечить приток валютных средств, а также добиваться лояльного к себе отношения в ходе политической дипломатии. Вдобавок Россия получала доступ к технологиям стран НАТО, что давало возможность РФ развить свой военно-промышленный комплекс. ВТС со странами НАТО Россия закрепляла на нормативном уровне, заключая соответствующие соглашения. На основе соглашений создавались межправительственные комиссии по ВТС. Помимо установления партнерства, РФ проникала на ранее недоступный для нее сектор международного рынка вооружений – рынок Запада.

В 1999 и 2004 Североатлантический альянс пополняют страны Восточной Европы: Польша, Венгрия, Чехия, Болгария и др. Несмотря на значительный разрыв в технологической оснащенности ВПК и объемах выпускаемой оборонной продукции, странам Восточного блока удается вступить в военно-техническое сотрудничество со странами НАТО. Последние содействуют восстановлению ВПК восточноевропейских стран: модернизируют военную технику и предприятия военно-промышленного комплекса, разрабатывает совместные программы по перспективным закупкам вооружений. В то же время НАТО не препятствовал сотрудничеству стран Восточной Европы с РФ, ВПК которых были тесно связаны друг с другом советским прошлым и общим технологическим циклом.

В 2000 году в рамках реформы был создан Комитет по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации (КВТС России), преемником которого сегодня является ФСВТС России. На базе двух посредников (ФГУП «Государственная компания „Росвооружение“ и ФГУП „Промэкспорт“) был образован единственный государственный спецэкспортер “Рособоронэкспорт”, который и стал субъектом, представляющим интересы РФ на международном рынке вооружений.

Турция

Военно-техническое сотрудничество между Россией и Турцией осуществляется с 1992 г. Турция стала первой страной – членом НАТО, с которой Россия установила связи в этой области. Основу для двустороннего военно-технического сотрудничества заложили встречи Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина с главой турецкого правительства С.Демирелем в Москве (май 1992 г.) и Стамбуле (июнь 1992 г.). Тогда было достигнуто принципиальное согласие о поставке туркам российского вооружения и военной техники на сумму до 300 млн. долл.

В соответствии с договоренностями и межправительственными протоколами 1992 – 93 гг. турецкой стороне были поставлены бронетранспортеры БТР-60 и БТР-80, вертолеты Ми-17, 4 вспомогательных судна, пулеметы, снайперские винтовки, боеприпасы на общую сумму около 190 млн. долл., в т.ч. на 100 млн. долл. – в счет погашения государственного долга России перед Турцией.

Греция
Военно-техническое сотрудничество между Россией и Грецией началось в 1993 году и закрепилось соглашением между правительством Российской Федерации и правительством Греческой Республики от 31 октября 1995 года. В развитие указанного соглашения была создана Смешанная российско-греческая межправительственная комиссия по военно-техническому сотрудничеству.

В период с 1998 по 2000 гг, Россия осуществила ряд крупных поставок в Грецию: 31 зенитно-ракетных комплекса «Тор-М1» (SA-15), пять зенитных ракетных батарей «Оса-АКМ» (SA-8) и два малых десантных корабля класса «Зубр» (Pomornik). По контракту с Грецией в период с 2000 по 2004 годы, Россия продала 4 корабля, которые вошли в состав ВМС Греции.

Малый десантный корабль класса “Зубр” (Pomornik)

Германия

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о военно-техническом сотрудничестве заключили в 1996.

В 2003 году Россия (Рособоронэкспорт) и Германия ( ОХБ-Систем) заключили контракт на запуск с российского космодрома Плесецк группировки немецких космических аппаратов с помощью ракеты-носителя «Космос-3М» между ФГУП “Рособоронэкспорт” и германским предприятием “ОХБ-Систем”

В 2005 на переговорах в Берлине министры обороны Германии и России Петер Штрук (СДПГ) и Сергей Иванов договорились создать двустороннюю комиссию по развитию военно-технического сотрудничества.

По заявлению министра обороны ФРГ Петера Штрука “Отношения России и Германии в военно-технической области очень тесные, и мы друг перед другом никаких секретов не имеем”.

В 2011 бывшим министром обороны России Анатолием Сердюковым и главой немецкого концерна Rheinmetall был подписан контракт на строительство в нижегородском Мулино центра боевой подготовки для российской армии. Стоимость заказа министерства обороны России составляла примерно 120 миллионов евро.

Франция

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Франции о сотрудничестве в области обороны было подписано в феврале 1994 года.
В 2001 году для финансирования создания самолета под гарантии правительства Франции Российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ» выдан кредит на сумму 400 млн франков для закупки комплектующих для первых 15 серийных самолетов “МиГ-АТ”.

В апреле 2003 состоялся визит в Москву министра обороны Франции Мишель Аллио-Мари. По итогам консультаций стороны заявили, что военное сотрудничество выводится на более высокий уровень. Мишель Аллио-Мари отметила: «Мы планируем строить сотрудничество с Россией на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Речь идет о глобальном партнерстве, всеобъемлющем партнерстве».

Кооперация между российскими и французскими предприятиями оборонной сферы приобрела к 2010-2013 годам восходящий характер. Лидировали здесь французские компании «Thales» и «Safran Group». Электронные системы наведения производства «Thales» поставлялись для установки на экспортные образцы российской техники – на истребители Су-30МКИ для Индии и на МиГ-29 для Индии и Алжира. Французские тепловизионные камеры устанавливались на танки Т-80У, поставляемые Кипру, танки Т-90С, поставляемые Индии, и БМП-3, поставляемые в ОАЭ.

С «Safran Group» реализовывались проекты по разработке и производству двигателей SAM146 (предназначенных для установки на «Сухой Суперджет-100». ) и по сотрудничеству с Уральским оптико-механическим заводом (УОМЗ) по производству тепловизоров, также группа «Safran» наряду с другими французскими компаниями принимала участие в проекте создания регионального самолета «Сухой Суперджет-100». С ее подразделением «Sagem Défense Sécurité» был запланирован к реализации проект по совместной модернизации вертолетов Ми-24 и Ми-35, предназначенных для третьих стран.

Италия

Военно-техническое сотрудничество России с Италией закрепилось “Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности” в ноябре 1996.

В 2011 Россия подписывает с Италией контракт на закупку около 350 новейших итальянских бронемашин Iveco LMV «Рысь» был заключен между РФ и Италией в 2011 году. 10 машин были переданы России в готовом виде, а другие начали собирать из итальянских машинокомплектов на ОАО «172 Центральный автомобильный ремонтный завод» в Воронеже и ООО «Ремдизель».

В 2012 “Рособоронэкспорт” и итальянская компания “OMA SUD SpA”, входящая в “ATR Group” и являющаяся разработчиком и производителем сертифицированных многоцелевых самолетов общего назначения – двухмоторного SKYCAR и одномоторного REDBIRD, подписали Меморандум о взаимопонимании. Целью сотрудничества было совместное создание легких амфибийных самолетов для выполнения специальных задач по патрулированию, а также для выполнения гуманитарных задач и задач двойного назначения на базе российского самолета, созданного в ОАО “ТАНТК им. Г.М.Бериева”.

Восточная Европа

Несмотря на постепенное свертывание военно-технического сотрудничества (ВТС) Польши с Россией в последнее десятилетие прошлого века и его минимизацию после вступления страны в НАТО в 1999 году, Россия поддерживает ВТС с Польшей, регламентированное Соглашением с 1996 о военно-стратегическом сотрудничестве и поставках российских запасных частей для польской военной техники советского производства. Российская оборонная промышленность смогла обеспечить эксплуатацию, ремонт и модернизацию истребителей МиГ-29 и истребителей-бомбардировщиков Су-22, транспортно-боевых вертолетов Ми-24 и десантно-транспортных вертолетов Ми-8/Ми-17, основных танков T-72M1, боевых машин пехоты БМП-1, зенитных ракетных комплексов С-125 «Нева», С-200 «Вега», 2К11 «Круг», ракетных катеров проекта 1241 и подводной лодки проекта 877Э, противотанковых ракетных комплексов 9К115 «Метис» и 9К111 «Фагот», а также ряда других систем вооружения и их составных частей. Россия передала технологии, за счет которых Польша модернизировала ПЗРК Гром. С 1995 по 2004 год российская сторона оказывала техническое содействие в разработке и освоении производства отдельных узлов ПЗРК, поставлялись российские комплектующие и материалы. С 2004 Польша смогла обеспечить полное самостоятельное производство Грома.

ПЗРК “Гром”

Венгрия сотрудничала с Россией военно-технической сфере в силу необходимости поддерживать в рабочем состоянии авиацию. В 1993 году Россия поставила Венгрии 28 МиГ-29 в счет погашения части долга СССР. Венгерские военные планировали оставить МиГи на вооружении ВВС до конца 2009. Но уже в 2000 Венгрия разобрала часть Миг-ов на запчасти для тех 14 машин, которые оставались на службе. В 2001 году военно-политическое руководство Венгрии решило отказаться от модернизации Миг-29 и приобрело в лизинг сроком на 12 лет 14 шведских самолетов “Грипен”. В октябре 2007 Венгрия предлагает России обменять на условиях бартера стоящие на вооружении венгерских ВВС истребители МиГ-29 на российские вертолеты марки “Ми”.

Вертолеты Ми, как и в случае с самолетами МиГ-29, хоть и становились предметом заключения сделок, но явно не отличались высоким качеством, были порядком изношены и требовали дополнительных усилий и средств для поддержания боеспособности. В 2006 Россия поставила вертолеты Чехии в счет покрытия государственного долга, а уже через год у Чехии возникла потребность в их модернизации. “Рособорнэкспорт” изъявил готовность помочь восстановить авиатехнику.

Вопрос модернизации и ремонта Миг-29 коснулся и Болгарии. Страна стала членом НАТО в 2004, продолжая ВТС с РФ по соглашению 2003 года. В 2009 году реализован договор между министерством обороны Болгарии и РСК “МиГ” о ремонте 16 самолетов (12 боевых и четырех учебных) МиГ-29 и рассматривалась возможность ремонта и модернизации остальных самолетов этого типа из состава ВВС.

Россия значительно уступала странам Запада в экономическом и технологическом развитии. ВТС со странами НАТО дало возможность России провести переоснащение предприятий военно-промышленного комплекса и повысить качество и уровень выпускаемых вооружений, что положительно отразилось на конкурентоспособности российской продукции. Страны Североатлантического договора были открыты к сотрудничеству с РФ, так как перестали видеть в ней стратегического противника, как это было в случае с СССР. Для подкрепления сотрудничества в сфере ВТС со странами НАТО в контексте внешнеполитического и внешнеэкономического взаимодействия Россия заключает со странами НАТО соглашения о ВТС.

НАТО не только оказывало помощь ВПК РФ, но и открылось для сотрудничества со странами Варшавского блока. В 1999 и 2004 страны становятся полноправными членами НАТО и вступают альянсом в кооперацию, в том числе сотрудничество в военно-технической сфере. В рамках программы “Партнерство во имя мира”, и членства в НАТО в последующем, альянс помогает организовать процесс модернизации и переоснащения основных боевых систем под стандарты блока, разработать и утвердить в рамках национальных бюджетов долгосрочные государственные программы перспективных закупок вооружения, модернизирует предприятия. Такое сотрудничество помогает странам Восточной Европы эффективно развивать ВПК и производить вооружения и военную технику как для собственных ВС, так и на экспорт.

Анастасия Захаркевич