Международный рынок вооружений 90-х — внедрение России

В период Холодной войны приоритетным направлением в экономике СССР было развитие военно-промышленного комплекса. По оценкам западных экспертов в советские времена расходы СССР на производство военной техники и оружия достигали 15-20% при оптимальных расходах на уровне 4-5%. Советский ВПК  работал на обеспечение как нужд СССР, так и на поставок вооружений в рамках военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. На завершающем этапе Холодной войны Советский Союз занимал лидирующую позицию на международном рынке вооружений. В 1990 году СССР осуществил поставки в 58 стран мира на сумму 16 млрд долл. Клиентами СССР выступали страны социалистического блока (вся Восточная Европа, Куба, Вьетнам, Северная Корея), Индия, Бирма, Египет, Ливия, Алжир, Сирия, Южный Йемен, Ирак, Эфиопия, Мозамбик, Ангола, Афганистан, Лаос, Кампучия, Гренада и Никарагуа и др.

Развал Советского Союза повлек за собой экономический кризис и разрыв коммуникаций между ВПК России, бывших союзных республик и стран Варшавского блока. 

 Это сильно ударило по российской оборонной промышленности. Нарушение связей в производственном цикле, отсутствие централизованного управления, сокращение гособоронзаказа и финансирования ВПК, отток квалифицированных кадров и снижение качества изготовляемой продукции приводят к полной дезорганизации ВПК РФ. С 1991 оборонное производство стало стремительно падать. К 1997 году выпуск продукции ВПК сократился по сравнению с 1991 почти на 90%. Ключевую роль для восстановления и стабилизации российского ВПК стал играть экспорт вооружений, осуществляемый по большей части за счет складских запасов оружия и военной техники.

Потеря политического влияния на международной арене приводит к тому, что Россия — преемница СССР — перестает рассматривается частью бывших клиентов Советского Союза как надежный стратегический партнер в целом и поставщик вооружений в частности. Россия теряет часть советских рынков, а на оставшихся получает новых конкурентов в лице постсоветских стран и стран Варшавского блока, также имевших крупные склады вооружений и предприятия оборонного комплекса.

В то же время развал Восточного блока открыл для российского оружия доступ на рынки стран западного лагеря, для которых сотрудничество с СССР было невозможным, а с “демократизировавшейся” Россией стало приемлемым. Россия использует новую позицию Запада для проникновения на новые рынки вооружений, одновременно пытаясь удержать традиционные и вернуться на те, которые успела потерять.

Новые рынки

Китай

Военно-техническое сотрудничество СССР с Китаем было установлено еще в 1949 году, но в 1969 году вследствие ухудшения советско-китайских отношений было прекращено. России пришлось заново выстраивать сотрудничество с Китаем. Ситуация для проникновения на китайский рынок сложилась благоприятнейшим для России образом.

В 1989 году Соединенные Штаты накладывают военно-экономические санкции на КНР и покидают этот рынок вооружений. Причиной введения санкций стало объявление китайским правительством военного положения из-за студенческого митинга на площади Тяньаньмэнь. Китай, остро нуждался в поставках современного вооружения для того, чтобы преодолеть зияющий разрыв в уровне оснащения вооруженных сил между собой и развитыми странами, и еще больший разрыв — в уровне развития военной промышленности. Россия воспользовалась потерей Китаем своего основного поставщика вооружений и внедряется в рынок вооружений КНР. Военно-техническое сотрудничество закрепляется соответствующим Соглашением 24 ноября 1992 года, и Меморандумом о понимании между правительствами России и КНР о военно-техническом сотрудничестве 18 декабря 1992 года.


Первым большим Российским контрактом с КНР была поставка в 1992 году 24 истребителей Су-27СК стоимостью около 700 млн долл. Россия поставила Су-27СК в таком же количестве в 1996-97. Стоимость контракта уже составляла 2.2 млрд долл. Поставки истребителей сопровождались и контрактами по закупке ракет класса «воздух-воздух» Р-73 Archer (144 ед. в 1992 и 288 ед. в 1996) и Р-60 Aphid (48 ед. в 1992). Поставлялись также ракеты класса «земля-воздух», SA-15 Gauntlet (255 ед. в 1997), зенитно-ракетные комплексы SA-N-7 Gadfly (88 ед по заказу от 1996) и противокорабельные ракеты SS-N-22 Sunburn (30 ед по заказу от 1998). Китай закупал у России миноносцы «Sovremenny class destroyer», радиолокаторы наблюдения, субмарины «Kilo Class», корабельные многоцелевые вертолеты Ka-27PL Helix-A Fire, морские пушки. Общая сумма поставок 1990-1997 гг составила 5 млрд 342 млн. Это позволило РФ завоевать первое место среди стран-импортеров вооружений в Китай.

ОАЭ

Арабские Эмираты стали новым рынком вооружений для России, так как Советский Союз не поддерживал с государством военно-технического сотрудничества. Тем не менее, ВТС двух стран развивалось стремительными темпами. Кувейтский кризис подтолкнул ОАЭ к укреплению своей системы безопасности и получению гарантированной иностранной военной помощи. ОАЭ диверсифицируют поставщиков вооружений, заключая соглашения о сотрудничестве в области обороны и безопасности с США, Великобританией и Францией. Наладить поставки вооружений в ОАЭ удалось и России. Уже в 1998 ОАЭ были 4-ми крупными покупателями российского вооружения. После Китая, Индии, Ирана. С 1992 по 2000 год ОАЭ приобрели 591 боевую машину пехоты БМП-3 (800 000 долларов США каждая). В мае 2000 года Россия поставила несколько комплектов оборудования для динамической защиты БМП-3, боевых машин, поставленных Россией ранее. Это был первый раз, когда Россия предприняла модернизацию БМП-3. РФ также сдала ОАЭ в аренду 4 Ил-76 в 1998 году.

Южная Корея

С крушением биполярной системы российское руководство переориентировало внешнюю политику страны на сотрудничество с Западом и другими стабильными, умеренными и экономически сильными государствами, в том числе и с Республикой Корея (РК). Москва рассчитывала на южнокорейские займы и частные инвестиции в обмен на природные ресурсы, космическую и военную технологии. 30 сентября 1990 года были установлены дипломатические отношения между СССР и РК.

Для внедрения на рынок вооружений КР Россия использовала корейский конфликт. Сеул допускал, что по истечению периода восстановления от краха Советского Союза Россия сможет влиять на процесс урегулирования конфликта между Северной и Южной Кореей, поэтому поддерживал с РФ дипломатические отношения. Россия же рассматривала Сеул как страну, через которую можно будет оказывать влияние на Пхеньян.
В ноябре 1992 стороны подписывают соглашение о военном сотрудничестве. Так Россия открывает доступ к новому рынку вооружений, лидерами на котором всегда оставались США и страны НАТО.

Главной мотивацией российско-южнокорейского ВТС стали поставки российского вооружения в счет закрытия крупного долга перед Кореей в размере 1,47 млрд долл. В апреле 1995 года между Россией и РК была достигнута договоренность о покрытии первой части долга в размере 450,7 млн. долл. США. Почти половина этой суммы в размере 208,81 млн. долл. покрывалась за счет поставки военной техники, в основном для целей разведки и обучения.

 Традиционные рынки

Индия

Индия была традиционным покупателем советского оружия. При этом придерживалась политики диверсификации, продолжая закупки вооружения и военной техники у разных производителей, в основном в Западной Европе и в СССР.

Россия смола не только удержать позицию на рынке вооружений Индии, но и стала ключевым экспортером индийских ВВС.

В период с 1993 по 1997 Россия поставила в Индию 10 истребителей Миг-29. В 1995-1999 годах экспорт состоял из многоцелевых истребителей Су-30 МКИ. Контракт на поставку 40 самолетов был подписан в 1996. На реализацию контракта Росвооружению (компании-монополисту российского экспорта вооружений) удалось выпустить только 32 самолета. В 1997—1999 Россия поставила 8 Су-30К. В декабре 2000 года Россия заключает с Индией контракт на организацию лицензионного производства самолётов Су-30МКИ.

Ангола

После развала СССР перед Анголой стал вопрос выбора поставщиков вооружений. С 1975 на территории Анголы шла гражданская война между правительственными войсками и оппозиционными формированиями УНИТА. В 1991 году ООН ввела эмбарго на поставки вооружений в Анголу. После снятия эмбарго в 1992 на ангольском рынке вооружений появляются постсоветские республики и страны Варшавского блока – Украина, Беларусь, Польша, Чехия, Болгария, Словакия. Россия столкнулась с проблемой появления конкурентов на рынке, предлагающих советское вооружение. Уже в 1993 году из наличия ВС Белоруссии в Анголу было поставлено 21 бронемашин БПМ-1, из Болгарии – еще 29 БМП-1 и 24 танка Т-62, из Чехии – 7 БМП-2. Однако и Россия удержалась на ангольском рынке, заключив крупные контракты на поставку бронетехники и артиллерии. В 1993 году ВС Анголы получили и России 20 танков Т-62, 14 артсистем М-46 и 31 БМП-1. В 1994 году Россия поставила в Анголу еще 10 Т-62 и 138 БМП-1. В 1997 году ВС Анголы получили из России 12 истребителей-бомбардировщиков МиГ-23 и 6 вертолетов Ми-17. Еще 6 российских МиГ-23 были поставлены Анголе в следующем, 1998 году, — вместе с 65 БМП.

Эфиопия и Эритрея

Эфиопия и Эритрея были традиционными клиентами СССР в поставках оружия и военной техники. После развала Советского Союза Россия использовала эритрейско-эфиопский конфликт для возобновления поставок и возвращения на сектор африканского рынка вооружений.

В 1996 году РФ возобновляет поставки в Эритрею. Эритрея получила первые 4 российских боевых вертолета. Еще 6 боевых вертолета были переданы Россией в 1997.
С началом открытого военного противостояния между Эфиопией и Эритреей в 1998 Россия активизирует поставки авиатехники и в Эфиопию. Эфиопские ВС получили из России 6 истребителей-перехватчиков Су-27СК и 2 Су-27УБ, 4 вертолета Ми-24, несколько Ми-17 и 12 артустановок. В 1999 году поставки российского оружия в Эфиопию был менее масштабными, однако весьма существенными: несколько вертолетов Ми-17 (в общей сложности за 1998 – 1999 г. в Эфиопию было поставлено 8 машин этой модели) и 20 арторудий, включая 10 САУ 2С3 «Акация». Для того, чтобы компенсировать усиление эритрейских ВВС, Россия поставила Эфиопии еще 4 штурмовика Су-25. Самолеты поступили в Эфиопию уже в 2000 году.

Иран

Российско-иранское военное сотрудничество поддерживается тесными двусторонними отношениями, которые представляют собой стратегический альянс, основанный на общих стратегических интересах в сдерживании влияния США и Турции в Каспийском регионе. Россия выступала поставщиком того вооружения, которого Иран не мог получить у Запада. Поставки открылись в 1992. В период с 1992 по 2000 год Россия продала иранские 3 подводные лодки класса «Кило», более 200 танков Т-72, ​​10 самолетов Су-24 и 8 МиГ-29. Более того, Иран получил лицензии на производство бронированных боевых машин Т-72С и БМП-2.

В 1995 Россия подписала соглашение с США об ограничении военного потенциала и прекратила поставки ракетных технологий в Иран. Не смотря на это в мае 1997 ЦРУ определило, что российские организации сотрудничают с промышленной группой Ирана Шахид Хеммат (SHIG), правительственным оборонным промышленным агентством, отвечающим за разработку и производство баллистических ракет. SHIG завершил несколько контрактов на сумму более 100 000 долл. с российским Центральным аэрогидродинамическим институтом, связанным с ракетными программами. Контракты включают строительство аэродинамической трубы для проектирования ракет, производство модельных ракет и создание соответствующего программного обеспечения. В августе 1997 года официальные лица США сообщили, что «мы наблюдаем российских технических специалистов на иранских ракетных заводах, а российские технологии передаются в крупном масштабе, начиная с SS-4 и других систем.

Греко-турецкий конфликт и проникновение России на рынок вооружений Запада

Прорыв на рынки вооружений Турции, Греции и Кипра, в 1990-е годы был одним из крупнейших успехов России в завоевании новых позиций на международном рынке вооружений, так как эти рынки традиционно являлись сектором западных производителей оружия.

Экспорт российского вооружения в Грецию, Турцию и Кипр стал ярким примером использования Россией конфликтных зон для проникновения на рынки. В 1990-е гг Турция и Греция находились в состоянии конфликта касательно вопросов суверенитета и сопряженных с ним прав в акватории Эгейского моря и воздушного пространства над ним. К тому же в состоянии конфликта находились греческое и турецкое население острова Кипр.


После греко-турецкого кризиса января 1996 г. для Афин стала очевидна необходимость создания оборонительной системы, которая могла бы стать препятствием на пути политики Турции, проводимой в отношении так называемых «серых зон» в Эгейском море и на Кипре.

Военно-техническое сотрудничество между Россией и Грецией началось в 1993 году и закрепилось соглашением между правительством Российской Федерации и правительством Греческой Республики от 31 октября 1995 года. В развитие указанного соглашения была создана Смешанная российско-греческая межправительственная комиссия по военно-техническому сотрудничеству.

Крупные поставки были осуществлены в 1998-2000 гг. За это время Россия поставила Греции 31 зенитно-ракетный комплекс «Тор-М1» (SA-15), пять зенитных ракетных батарей «Оса-АКМ» (SA-8) и два малых десантных корабля класса «Зубр» Pomornik.

Российко-турецкое ВТС начало развиваться с 1993 года. Тогда Россия поставила 19 вертолетов Ми-17В, а также 70 БТР-80 по контракту на 114 млн долл. и другое вооружение. До конца 90-х РФ ограничивала поставки вооружений, способных укрепить турецкий флот для сохранения своего военного преобладания в Черном море. К концу 90-х Турция стала рассматриваться Россией как перспективный клиент.

Поставки российских вооружений в Кипр проходили на основе договора о военно-техническом сотрудничестве 1996 года и дополнительного протокола 1999. В апреле 1996 г. была заключена сделка на продажу Кипру 41 российского танка. Поставки начались летом того же года и завершились в июне 1997 г. Кипр получил 27 танков Т—80У и 14 Т—80УК. Вместе с ними были поставлены четыре бронированные ремонтно—эвакуационные машины, четыре бронированных мостоукладчика, а также боеприпасы и запчасти. Контракт оценивался в 172 млн долларов.

В начале 1997 г. большой политический резонанс вызвал контракт на поставку Кипру зенитно—ракетных систем С—300 ПМУ1. По некоторым данным, сумма сделки составила 230 млн долларов. Однако из—за политических разногласий между Кипром и Турцией и давления со стороны США и Великобритании кипрские власти были вынуждены отказаться от установки этих систем на своей территории. В итоге их купила Греция, и в начале 1999 г. они были установлены на Крите. В качестве компенсации за полученные ЗРС С—300 ПМУ1 из Греции на Кипр были поставлены российские ЗРС Тор—М1 (2 дивизиона) и ЗРК Бук—М1—2 (2 дивизиона).

Российский экспорт вооружений после развала СССР переживал не лучшие времена. Производство ВПК находилось в глубоком упадке, а бывшие страны-клиенты Советского Союза перестали рассматривать Россию как влиятельного игрока и надежного поставщика.

Начиная, с 1995 года наметилась стабилизация экспорта вооружений на уровне 3-3,5 млрд долларов. В результате доля на международном рынке вооружений доля России достигла 17%. В 1998 году Россия поставляла вооружения в 59 стран мира. В 2000 году сумма экспорта российских вооружений достигла 4 млрд долл. Стабилизация прошла за счет активного проникновения РФ на традиционные рынки и внедрения на новые.


К началу 21 века РФ возвращает часть потерянных рынков вооружений, удерживается на тех, где еще была в состоянии поддерживать сотрудничество. К тому же с исчезновением биполяризации мира перед Россией открылось несколько новых рынков (Китай, ОАЭ, Южная Корея, Греция), которые позволили себе вступить в партнерство с уже потерявшей статус сверхдержавы Россией.

Для внедрения на рынки вооружений РФ использовала стратегически общие интересы (Иран, Китай), направленные на сдерживание влияния США. В случае с Китаем, отношения КНР и США заметно охладели, что и стало подходящим моментом для проникновения РФ на рынок.

Нарастание напряжения и вооруженные конфликты между Эфиопией и Эритреей, Грецией и Турцией — события, за счет которых Россия наладила поставки оружия конфликтующим сторонам. При этом, нарушая баланс сил и поочередно поставляя вооружения то одной, то другой стороне конфликта, РФ не только поддерживала, но еще больше разжигала напряжение между государствами.

Используя политику диверсификации поставщиков, проводимую ОАЭ, Россия получает место и на этом новом для себя рынке.

Рынок Анголы стал показателем образовавшейся конкуренции по торговле советским вооружением между Россией и странами бывшего СССР и Варшавского блока.

На рынок вооружений Южной Кореи Россия проникла под предлогом поставок вооружений в счет закрытия крупных задолженностей.

Помимо латания дыр в экономике и восстановления ВПК, Россия использовала торговлю вооружениями как элемент политического влияния, заключая с государствами соглашения о военно-техническом сотрудничестве в рамках стратегического партнерства.

Анастасия Захаркевич

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!