Новая Германия в тисках России

В июне 2017 года в России прошел ХХI Петербургский международный экономический форум. Самым значительным событием по версии «РИА Новости» стал ужин Владимира Путина в компании бывшего канцлера ФРГ Герхарда Шредера и тогдашнего министра иностранных дел Германии Зигмара Габриэля. Кстати, Шредер по сей день возглавляет наблюдательный совет германо-российского проекта «Nord Stream» (Северный поток), а Зигмар Габриэль, по утверждению «Der Tagesspiegel», считается наиболее послушным учеником и последователем Шредера. Поэтому можно предположить, что на ужине речь шла о перспективах экономического и политического сотрудничества, несмотря на санкции в отношении России. Поскольку летом в ФРГ уже проходила избирательная гонка в федеральный парламент Бундестага, стоит выяснить, кто еще не отказывается иметь дело с путинской Россией.

Прежде всего разберемся со стремительной карьерой Герхарда Шредера в России. Его сотрудничество с российскими нефтегазовыми корпорациями началось еще в 2005 году. Сразу после ухода с поста федерального канцлера Германии Шредер возглавил наблюдательный совет «Северного потока» — будущего газопровода от России до Германии. Отметим, что оператором газопровода является швейцарская компания «Nord Stream AG». Ее же основным акционером является «Газпром» — 51% акций. Ввиду того, что «Газпром» — крупнейшая государственная компания России, то удивляет желание бывшего канцлера занять важный пост в проекте. Ведь основные сдвиги проекта «Nord Stream», который планировали еще с конца 1990-х годов, начались после прихода Шредера в компанию.

Подобные реверансы одного из ключевых лидеров Европы вызвали критику общества и политиков Германии. Указывалось на то, что Шредер получил высокий пост в России всего за несколько месяцев после того, как его правительство договорилось с Россией о строительстве газопровода. Газета «The Washington Post» решение Шредера называла «политическим предательством». А председатель Комитета иностранных дел Конгресса США Томас Лантос в 2007 году заявлял: «Я назвал его (Шредера) политической проституткой, теперь, когда он стал брать большие деньги от Путина. Однако секс-работницы в моем районе запротестовали, чтобы я больше не использовать эту фразу «. Но Шредеру ничто не мешает оставаться и дальше рядом с Путиным и продвигаться по карьерной лестнице в России. 2017 года на внеочередном собрании акционеров «Роснефти» он единогласно избран Председателем Совета директоров этой компании.

Однако не одним Шредером славится Германия. Нынешний министр внутренних дел ФРГ Хорст Зеегофер, по совместительству лидер партии «Христианско-социальный союз», находясь 2015 году на посту премьер-министра Баварии, выступал против санкций, наложенных на Россию. Он заявлял, что пришло время пересмотреть санкции и восстановить «нормальную атмосферу для переговоров». В течение последних лет Зеегофер совершил несколько визитов в Москву, где встречался с Путиным. Последняя такая встреча состоялась в марте 2017 года. На ней Зеегофер сообщил, что надеется на установление «новой эры» в отношениях между Россией и Баварией. Что это за «новая эра» для Баварии, которая является лишь одной из земель Германии и не представляет всю страну на международной арене, неизвестно. Стоит также добавить, что Зеегофер выступал и за более тесное сотрудничество с Россией в Сирии: «Без участия российского президента Владимира Путина, ситуация в Сирии не может быть подконтрольной». И это несмотря на то, что «The New York Times» писала о радикализации региона после интервенции вооруженных сил России в Сирию.

Следующим политиком, который имеет большую приверженность России, является Грегор Гизи. Он — ключевой политик партии «Левые», которая выступает за тесные политические, экономические и общественные связи с путинской Россией. Неудивительно, что во время парламентских выборов в Германии пропагандистские СМИ РФ вроде «Новороссия» или «Russia Today» пиарили эту политическую силу.

Свою политическую карьеру Гизи начал еще в Германской Демократической Республике. После объединения Германий, в 1994 году в «Партии демократического социализма» впервые попал в Бундестаг. Уже тогда отличался антизападной риторикой, в первую очередь в сторону США. В 1998 году вокруг Гизи развернулся скандал. Его обвиняли в сотрудничестве с восточногерманской спецслужбой Штази. Как отмечалось, Гизи действовал под псевдонимами Грегор и сообщал Штази персональную информацию о противниках режима ГДР. Однако Гизи все обвинения отвергал, а дело так и не было логически завершено. Во время кровавых событий на Майдане в феврале 2014 года он предлагал Герхарду Шредеру стать посредником между Януковичем и оппозицией. В марте того же года критиковал принятии антироссийские санкции и заверил, что аннексию Крыма Запад рано или поздно признает. Уже в мае того же 2014 года «Парламентская газета» РФ писала о встрече Грегора Гизи с председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным. Гизи тогда заявил, что считает ошибочным введение со стороны Евросоюза санкций против России: «ЕС должен начать проводить новую» восточную политику «и понимать, что Россия является частью Европы». Во время встречи обсуждалась и тема вступления Украины в НАТО. Немецкий политик эту идею сразу отверг. Грегор Гизи отметил, что согласно существующим юридическим правилам страна не сможет войти в блок из-за нерешенных территориальных проблем. А чтобы избавиться от этих проблем, Украине нужно идти по пути федерализации: «Украинский народ имеет право на самоопределение». Он добавил, что сегодня уже очевидно — со стороны США и ряда европейских стран веет политикой двойных стандартов и попытками адаптировать международные обязательства под личные геополитические интересы.

Лидер либеральной «Свободной демократической партии» Кристиан Линднер, которая заняла четвертое место на последних выборах в Бундестаг, почти сразу после обнародования результатов выступил за более интенсивный диалог с Россией. Он призвал Запад пригласить Путина к участию в Большой семерке. «В отношениях с Россией мне не хватает последовательности и готовности к диалогу. На данный момент у нас продвигают проекты трубопровода, хотя одновременно жалуются на нарушение международного права», — заявлял Линднер в интервью изданию «Die Presse». Комментируя ситуацию вокруг Крыма, политик отмечал, что «нарушение международного права не может быть» принято, но и ставить все в зависимость от Крыма тоже было бы неправильно.

Говоря о немецком политикум невозможно обойти реакционную силу сегодняшней ФРГ — право-популистскую партию «Альтернатива для Германии». Эта политическая сила открыто считается сторонником Путинского режима в Германии. Ее бывший лидер Фраука Петри неоднократно замечена в неофициальных и необъявленных визитах в Москву. Во время парламентских выборов «РИА Новости» серьезно рассматривали вариант назначения Петри главой правительства ФРГ. Поэтому для многих стала неожиданной заявление Петри о выходе из партии сразу после первого в своей истории прохождения политической силы в Бундестаг. Она заявила, что вынуждена покинуть партию из-за ее чрезмерной маргинализации и радикализации. Впрочем, крупнейшим идеологом партии остается Александр Гауланд. Гауланд считается в Германии вторым другом Путина после Герхарда Шредера. Его высказывания о санкциях против России и статуса Крыма всегда выделялись среди высказываний других политиков. «Санкции всегда ошибочны, политически неправильные. И они не вернут ни доли Крыма. Крым — извечная российская территория, он не может вернуться в состав Украины». В интервью «Berliner Morgenpost» Гауланд заявлял следующее: «Признать Крым частью России — правильное решение. Мистер Линднер теперь это понял. Крым никогда не вернется в состав Украины. Санкции ничего не дадут». Таким образом, позиция главы Свободных демократов и одного из лидеров ультраправых странным образом совпадают.

После всех заявлений немецких политиков относительно сотрудничества с Россией нельзя утверждать, что они все, как один, готовы бежать к Путину на поклон. В основном идет заигрывание с избирателем. Ведь Германия, особенно ее восточная часть, имеет кучу эмигрантов из бывшего СССР, которые отождествляют себя с большим «советским народом». И не считаться со значительной частью населения невозможно. Но не надо из этой категорией граждан и заигрывать. Восточный Берлин, который полностью проголосовал за Левую партию, должен стать определенным маркером влияния России в регионе.

Что же касается именно Восточной Германии: и левые, и правые получили больше голосов именно там. А если учесть, что эти политические силы готовы сотрудничать с Путиным несмотря не на что, то федеральному канцлеру ФРГ Ангеле Меркель следует стать жестче. Если Меркель покажет, что владеет ситуацией в Германии и продолжает доминировать в ЕС, то ее не изменит молодой и амбициозный Эмануэль Макрона. Французский Президент также во время выборов почувствовал «дружеские объятия» Путина и сразу сделал выводы. Он не обременен большими экономическими проектами с Россией, поэтому может позволить себе маневрировать. Подобное не скажешь о Меркель. Но у нее есть шанс поставить Россию на место, чтобы не задохнуться в объятиях. И вовсе не Путина, а своих любимых немцев.

Анджей Давыдов

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!