Вооружение мятежников и террористов как элемент внешней политики СССР

С начала 1960-х годов, в разгар холодной войны, СССР занял позицию радикального изменения геополитической конфигурации мира в свою пользу и пользу союзных ему стран. Позиция базировалась на антиимпериалистическом проекте по созданию и использованию различных националистических движений и радикальных организаций для расширения собственной сферы влияния под видом борьбы с колониализмом. В рамках проекта Союз оказывал поддержку террористическим и так называемым национально-освободительным движениям, что давало ему возможность  разжигать конфликты и использовать их для влияния на политику отдельных государств и глобальную повестку в целом. Национально-освободительная борьба стала важным аспектом холодной войны и велась как политическими, так и военными инструментами при координации со стороны СССР. Кроме того, советские спецслужбы создавали новые гибридные инструменты, одним из которых стал международный терроризм, развитие и использование которого позволило достичь существенных геополитических результатов. Значительную роль в реализации советского антиимпериалистического проекта играли поставки вооружений и военной техники партизанским и террористическим группировкам в разных регионах планеты.

Африка

Политика Советского Союза по отношению к странам Африки в период холодной войны заключалась в использовании процесса деколонизации для перераспределение зон влияния. Соответственно, усилия СССР были направлены на поддержку так называемых национально-освободительных движений.

С 1975 Советский Союз был главным поставщиком оружия для одного из таких движений, возглавляемых Организацией народов Юго-Западной Африки (South-West Africa’s Peoples Organization, SWAPO, СВАПО). СВАПО – левая организация Намибии, ведущая партизанскую войну против войск ЮАР. Практически все вооружение, находящееся в распоряжении СВАПО, поставлялось Советским Союзом при активном сотрудничестве с Анголой и ГДР. Организация использовала оружие во время партизанских набегов в северной Намибии. Партизанские операции были направлены на подрыв правительства ЮАР, распоряжавшегося спорным с ООН мандатом на управление Намибией.

Боевики СВАПО

В середине 70-х Москва поставила большое количество оружия и военного снаряжения для партизанского крыла СВАПО – Народно-освободительной армии Намибии. Снабжение оружием происходило на территории Анголы, куда передислоцировались подразделения СВАПО. В 1975 Ангола становится независимым государством под руководством прокоммунистического Народного движения за освобождение Анголы (порт. Movimento Popular de Libertação de Angola, MPLA, МПЛА), что давало возможность СССР беспрепятственно осуществлять поставки оружия намибийским боевикам.

Данные по военным поставкам зафиксированы в научном докладе ЦРУ, находящемся под грифом секретности до 2011 года. Согласно документу в состав поставки входили стрелковое оружие и боеприпасы, минометы, зенитные орудия, ПЗРК SA-7, мины и взрывчатые вещества, оборудование связи, несколько грузовиков и бронемашин.

В марте 1976 левое правительство Анголы предлагает СВАПО создать базы для атак против южноафриканских войск. Присутствие СВАПО на территории Анголы было необходимым для сотрудничества с МПЛА. Последняя вступила в фазу гражданской войны с группировками ФНЛА и УНИТА, подкрепленными армией ЮАР. К концу марта войска ЮАР были вытеснены из Анголы.

ГДР также оказывала всестороннюю помощь СВАПО. Сергей Шиптенко, российский историк, отмечает: “Поставляли оружие и военных специалистов в африканские страны не только СССР и Куба но также и страны Варшавского договора. В частности, разведка ГДР оказывала помощь южноафриканскому режиму в их борьбе против неоколониализма”. В 1970-х годах на территории ГДР размещалась группа советских войск в Германии – оперативно-стратегическое объединение вооружённых сил СССР. В этот период СВАПО получила от ГДР 850 автоматов, 75 пулеметов ПКМ с боеприпасами. Объем поставок постоянно увеличивался. Если в 1981 году СВАПО получила от ГДР оружия и военного снаряжения на 1,6 млн марок, то в 1983—1984 гг. — на 2,8 млн. Кроме того, ГДР снабжала боевиков продовольствием, военным обмундированием и снаряжением.

В 1990 году Намибия становится независимым государством, СВАПО — доминирующей политической партией, а ее лидер Сем Нуйома – президентом Намибии. СССР получает лояльный по отношению к советской власти режим и лишает Великобританию одной из сфер влияния в южной Африке.

Латинская Америка

СССР пытался использовать революционный импульс, возникший на континенте во второй половине 20-го века, для подрыва позиций США и расширения собственной зоны влияния. После прихода к власти Фиделя Кастро Куба стала для СССР настоящим плацдармом в стратегическом противостоянии с США, что позволило  Москве резко нарастить присутствие в регионе. Поставки оружия использовались для укрепления собственного влияния и поддержки просоветских режимов.

СССР активно поддерживал революционной режим в Никарагуа – левую партию Сандинистский фронт национального освобождения (СФНО), которая активно использовала силы сандинистской герильи для захвата власти в 1979 году.

Боевики СФНО

Первые поставки оружия странами советского блока в Никарагуа датируются концом 1980 года. 19 июля 1980 года, во время празднования годовщины Сандинистской революции армия Никарагуа презентовала свою первую закупку вооружений у СССР: SA-7 ракеты земля-воздух, противотанковые снаряды RPG-7 стоимостью в 5 млн. По разным данным, за 1980 год Никарагуа закупила вооружений у социалистических стран на сумму от 6 до 13 милллионов долларов. Летом 1981 Сандинисты получили около 25 советских танков Т-54 и Т-55, доставленных кораблями Алжира. Поставка вызвала тревогу у Вашингтона. Госдепартамент назвал поставку угрозой региональной безопасности Северной Америки.

По данным Госдепартамента США, между 1981 и 1982 общая сумма военных поставок составила $80 млн, включая 50 танков Т-54 и Т-55, около 800 грузовиков, 12 бронетранспортеров БТР-60, ЗРК Куб (SA-6 GAINFUL) класса земля-воздух, ПЗРК Стрела-2 (SA-7 GRAIL), два вертолета M1-8, шесть AН-2, один патрульный корабль класса Жук, 12 гаубиц Д-20, 48 ​​противотанковых пушек Z1S-2, 12 систем залпового огня типа «БМ-21» и более 100 зенитных орудий. По данным ЦРУ, поставки оружия стран Советского блока между 1979-1982 составили $125 млн.

Оружие было необходимо СФНО для закрепления позиций. Режим сандинистов оказался под угрозой свержения в силу перехода оппозиционных сил Контрас в активную фазу ведения боевых действий в ходе гражданской войны. Оказавшись перед угрозой эскалации атак со стороны сил Контрас, СФНО посылает своего Министра обороны, Хумберто Ортегу (брата Даниэля Ортеги, лидера СФНО) в Москву с целью обсуждения увеличения военной поддержки с тремя высокими военными фигурами СССР: Дмитрием Устиновым (Министром оброны), генералом Николаем Огарковым и генералом Александром Епишевым. После визита военное сотрудничество сторон значительно укрепилось, что помогло сандинистам сохранять военный перевес, но атаки Контрас вынудили их правительство к компромиссу в виде мирного Соглашения Сапоа и проведению свободных выборов. В результате выборов, прошедших в 1990 году, сандинисты проиграли Национальному союзу оппозиции. Правление СФНО закончилось, но в 2006 году возобновилось снова. Президентом был избран Даниэль Ортега, выступавший уже не с марксистской, а с лево-традиционалистской программой.

Поставками оружия военизированным группировкам занимались и советские спецслужбы. Как сказал Александр Сахаровский, начальник Первого Главного управления КГБ с 1956-1970 гг: «Терроризм должен стать нашим главным оружием».

Великобритания

Сеть внешней разведки СССР активно работала на ослабление позиций Великобритании. Поскольку Британия являлась ближайшим союзником США и систематически получала от американцев военную, политическую и иную информацию, легальная и нелегальная агентура СССР регулярно информировала разведку по всем интересующим Центр вопросам. Сильным активатором советской разведдеятельности на территории Великобритании стала Фултонская речь Черчилля, воспринятая Союзом как политический вызов. В послевоенный период в Англии активно работали члены т.н. «кембриджской пятерки». От них поступала дипломатическая переписка британского Форин-офиса, дипломатические и государственные документы США, данные о военной стратегии Запада, деятельности НАТО, сведения о деятельности спецслужб США и Англии против СССР. В 1971 году деятельность советской разведки на территории Великобритании столкнулась с затруднениями. Английское правительство Эдварда Хита единовременно выслало из Великобритании 105 советских дипломатов, обвинив их в шпионаже. Подобный шаг мог повлиять на каналы информирования Центра, поэтому СССР дополнительно использовал каналы нелегальной внешней разведки. Один из таких каналов вел к участникам парамилитарного движения, Ирландской республиканской армии, – организации, ведущей борьбу за отделение Северной Ирландии от Соединенного Королевства. ИРА, инициаторы народных восстаний, провоцировали дестабилизационные процессы внутри Великобритании, что также отвечало интересам СССР.

Сотрудничество между СССР и ИРА установилось еще задолго до начала холодной войны. Летом 1925 ИРА направила свою делегацию в Москву с целью получения финансовой и военной поддержки. В ходе визита Сталин заключил с руководителем группы ИРА Патриком А. Мюррейэм тайное соглашение, согласно которому на ИРА возлагалась функция шпионажа на территории Великобритании. За это организация получала от СССР 500 фунтов стерлингов ежемесячно.

С тех пор ИРА тесно сотрудничала с Советским Союзом, получая от него финансирование и поставки оружия в обмен на разведданные. Организация находилась в контакте с агентами советской разведки в Лондоне и Нью-Йорке. Особенно ценным агентом ИРА считали «Мистера Джонса», предоставлявшего советской резидентуре в США отчеты об обслуживании химического оружия американской армии, о современных противогазах, машинных и авиационных двигателях и сообщения о морских перевозках и воздушных сообщениях.

Боевики ИРА

С 1969 ИРА раскололась на два крыла – «Временную» и «Официальную». «Официальная» признала правительства Республики Ирландия, Северной Ирландии и Соединенного королевства. «Временная» единственным легитимным правительством считала Совет армии ИРА. Последняя перешла к тактике городской герильи, разделившись на ряд законспирированных автономных ячеек. «Официальная» ИРА поддерживалась Советским Союзом, а ее политическое крыло с марксистской ориентацией стало Рабочей Партией Ирландии. Официальная ИРА осуществляла атаки против британской армии, используя для этого оружие, поставленное спецслужбами СССР.

Согласно сообщению издания «The Irish Independent» в 1972 КГБ организовал корабельную поставку советского оружия для Официальной ИРА. Вооружение предназначалось для усиления беспорядков в Северной Ирландии и Англии при помощи террористических групп. Операция по его транспортировке получила название «Сплэш». Осуществлялась при посредничестве Микаэля О’Риордана, лидера Ирландской коммунистической партии. Борис Ельцин утверждал, что доказательств передачи оружия Официальной ИРА нет. Но согласно данным архива Митрохина, бывшего сотрудника архивного отдела Первого главного управления КГБ СССР, советская Служба внешней разведки эти доказательства от Ельцина скрывала. Детали операции были утверждены Юрием Андроповым, начальником КГБ того времени. Поставка включала в себя два пулемета, 70 автоматических винтовок, 10 пистолетов Вальтера и 41 600 патронов. Производство оружия было размещено вне территории Советского Союза в целях сокрытия хода операции. Под наблюдением КГБ оружие было транспортировано в Ирландское море на якобы рыболовном траулере, оказавшимся судном по сбору разведывательных данных.

Несколько других поставок оружия были осуществлены таким же методом. Ответственным за прием грузов был террорист Симус Костелло, который в дальнейшем стал основателем Ирландской национальной освободительной армии – левой ирландской военизированной организации.

“Сплэш” – не единственная советская операция по поставкам оружия для ИРА. СССР активно использовал влияние на коммунистические правительства государств Варшавского блока для организации таких поставок.

В 1971 году вскрылись поставки из Чехословакии. Посылка из Праги была перехвачена в аэропорту «Схипхол» в Амстердаме. Великобритания обвинила Чехословакию в попытках поставлять оружие ИРА.

В середине 1972 на территорию Северной Ирландии была ввезена партия советских гранатометов РПГ-7. Министерство иностранных дел Великобритании обратилось к Советскому Союзу с просьбой сотрудничать в отслеживании того, как гранатометы попали в Северную Ирландию, на что СССР ответил отказом.

Вопрос о фактах шпионажа ИРА в пользу СССР актуализировался в 1983. Три посла советского представительства в Дублине были выдворены из Ирландии, так как подозревались в предложении ИРА оружия в обмен на информацию о британских военных объектах.

ИРА поддерживала тесные отношения с поддерживаемым СССР Народным фронтом освобождения Палестины. С середины 1970-х годов боевики ИРА проходили интенсивную подготовку на базах НФОП. Также обсуждалась возможность организации канала поставок оружия из Палестины в Ирландию, однако из-за рисков, связанных с деятельностью израильской разведки, эти планы не были реализованы.

В 2005 году ИРА официально отказалась от вооруженной борьбы. Несмотря на это в настоящее время несколько милитаризированных организаций, входящих в различные течения ИРА, продолжают существовать на территории Северной Ирландии. Кроме того, по некоторым данным, советское оружие до сих пор хранится в тайниках на территории Северной Ирландии.

В 2015 «Sunday Independent» сообщило, что около 5 тыс. единиц оружия, принадлежащих ИРА, могут храниться в бункере «судного дня», оборудованном небольшой группировкой Официальной ИРА. Источники сообщили изданию, что содержимое бункера по большей части состоит из автоматов и пулеметов, которые были поставлены правительством Северной Кореи и КГБ СССР.

С помощью поставок оружия Советский Союз получил возможность активно использовать военные формирования ИРА в качестве инструмента достижения своих внешнеполитических целей, а именно: внутренней дестабилизации Великобритании как основного союзника США в холодной войне и сбора разведданных касающихся как Великобритании в отдельности, так и НАТО в целом.

Ближний Восток

Израиль – еще одно государство, против которого СССР использовал подрывную деятельность террористических групп. От Израиля зависел стратегический баланс между США и СССР. Сверхдержавы усматривали в государстве “пункт” по развитию торговых отношений с Ближним Востоком и контролю его нефтяных ресурсов, от которых зависела экономика Запада. Конфронтация Израиля с арабскими странами с учетом сильных позиций ЦАХАЛа влияла и на военно-стратегический баланс. В своей внешней политике Израиль занимал прозападную позицию, а во внутренней отказался от следования коммунистической идеологии. Поэтому Советский Союз вступает в сотрудничество с блоком арабских стран, агрессивно настроенных против Израиля и активизирует палестинские террористические группировки для ослабления позиций государства.

Всего за несколько месяцев до Шестидневной войны между Израилем с одной стороны и блоком арабских стран с другой КГБ возглавляет Андропов. После победы Израиля он принимает решение обеспечить реванш Египта и Сирии, готовя палестинских террористов захватывать самолеты израильской El Al и устраивать теракты в Иерусалиме. Для реализации этих планов была создана военизированная организация Народный фронт освобождения Палестины (НФОП). Основателем НФОП выступил Жорж Хабаш по кличке Красный доктор из-за его связей с советскими спецслужбами и профессии врача. Журнал Times назвал Хабаша «крёстным отцом ближневосточного терроризма», однако главная роль в создании и развитии международного терроризма принадлежит КГБ, под патронатом которого действовал Хабаш.

Клиентом КГБ был и ближайший помощник Хабаша, Вади Хаддад, отвечавший за планирование и организацию терактов. В ходе операции «Восток», которая была санкционирована лично Брежневым, 6 сентября 1970 СССР снабдил НФОП при посредничестве Хаддада противотанковыми гранатометами РПГ-7, радиоуправляемыми минами СНОП, пистолетами с глушителями, пулеметами и другим оружием.

Спустя полгода после поставки террористы НФОП использовали это вооружение при захвате четырех реактивных самолетов, направлявшихся в Нью-Йорк и Лондон.

В апреле 1974 года на территории Ливана состоялась конспиративная встреча между Хаддадом и резидентом ПГУ КГБ в этой стране. На этой встрече Хаддад представил «перспективную программу диверсионно-террористической деятельности на Ближнем Востоке, в том числе и на территории Израиля». О результатах тайных переговоров и запросах НФОП было доложено руководству КГБ СССР, а председатель КГБ Андропов представил Генеральному секретарю ЦК КПСС Брежневу соответствующую «докладную записку с выводами о полезности и перспективах расширения контактов с НФОП». В ходе последующего тайного визита Хаддада в Москву в сентябре 1974 года были достигнуты двусторонние соглашения, согласно которым НФОП обязался активизировать диверсионно-террористическую деятельность, направленную прежде всего против израильских и американских объектов, а СССР удовлетворил просьбу руководства НФОП о предоставлении ей «специальных технических средств и различных видов легкого стрелкового оружия». Первая их партия была передана 14 мая 1975 года в нейтральных водах Аденского залива «при соблюдении крайних мер предосторожности».

Боевики НФОП

НФОП являлась членом созданной Лигой арабских государств Организации освобождения Палестины (ООП), целью которой являлось «освобождение Палестины путем вооруженной борьбы». ООП была на всех уровнях пенетрирована советской агентурой, и получала финансовую и военную поддержку от СССР. Одним из агентов был Ясир Арафат, основатель Движения за национальное освобождение Палестины, более известного как ФАТХ. СССР добился назначения Арафата председателем ООП сразу после Шестидневной войны.

В 1969 году КГБ потребовал, чтобы Арафат объявил войну американскому «империализму-сионизму» на первом съезде Black Terrorist International, неофашистской пропалестинской организации, которую финансировали КГБ и Муамар Каддафи.

В контексте борьбы с сионизмом ООП ставило целью разрушение государства Израиль. Но под воздействием “потепления” советской политики по отношению к Израилю в 80-е года ООП сместил цель на создание государства Палестина при сохранении Израиля. 15 ноября 1988 года ООП провозгласила независимое Государство Палестина, президентом которого стал Арафат.

Так ООП, организация, признанная рядом стран террористической и поддерживаемая СССР, закрепила за Палестиной статус государства и вошла в руководящие органы власти. У Советского Союза появилась своя легитимная сфера влияния внутри Израиля.

Поставки оружия сыграли значительную роль в укреплении советского влияния в различных регионах мира и подрыве позиций западных стран. Военная поддержка повстанческих движений давала возможность СССР менять политическую конфигурацию в странах Третьего мира. Снабжение оружием террористических группировок позволяло влиять на внутреннюю и внешнюю политику стран Запада. Кроме того, терроризм стал действенным инструментом внешней политики СССР,  а советские спецслужбы вплотную занялись созданием и поддержкой террористических организаций. Такая поддержка осуществлялась тайно агентами КГБ либо посредством стран-союзников. Это давало возможность отрицать причастность к деятельности боевиков. Современная Россия переняла методы, отработанные СССР. Военные поставки террористическим группировкам и разжигание вооруженных конфликтов на территории других государств стали одной из негласных тактик ведения внешней политики РФ.

Анастасия Захаркевич

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!