Четырнадцать сюжетов из жизни «антикоррупционера» Сергея Лещенко

Часть первая.

1. Лещенко и майор Мельниченко

Известно, что в большую журналистику Сергей Лещенко пришел сразу же после исчезновения Георгия Гонгадзе, попросившись работать в «Украинскую правду».

Там он постоянно писал о кассетном скандале, хотя прямой контакт с Мельниченко поддерживала только Алена Притула. Личное знакомство с майором оставалось для Лещенко заветной мечтой. В этих условиях он создал для себя и читателей «Украинской правды» искусственный образ Мельниченко, как убежденного альтруиста, который в одиночку борется с «преступным режимом» целой страны.

Именно Мельниченко длительное время был кумиром и образцом «антикоррупционера» для Лещенко. Молодого журналиста прельщало владение убойным компроматом на политиков и постепенное, порционное его обнародование. Истинная подоплека кассетного скандала Сергея не интересовала. На процесс выдавливания Украины в геополитическую сферу притяжения России в результате кассетного скандала он не обращал внимания. Напротив, Лещенко искренне радовался скандалу вокруг возможной продажи украинских «Кольчуг» в Ирак и унижению Кучмы на пражском саммите НАТО в 2002 году. Хотя именно тогда был утвержден стратегически важный План действий по членству Украины в Альянсе.

Оставаясь верным борьбе с «режимом Кучмы», Лещенко никогда не упоминал об аферах Мельниченко – торговлю записями с государственной тайной, сотрудничестве с лоббистами Медведчука в Вашингтоне и, напрямую со спецслужбами России.

Сергей не предпринимал никаких попыток собственного расследования убийства Гонгадзе, а также отравления кандидата в президенты Виктора Ющенко. К темам, решающим образом повлиявшим на развитие истории Украины, он оставался равнодушным. Еще в период Кучмы его больше интересовали олигархи, депутаты, чиновники и их деньги. К началу Оранжевой революции Лещенко уже завязал широкий круг знакомств среди политиков. Далеко не все из них были антикоррупционерами и евроинтеграторами.

2. Лещенко и «сын Бога»

Всеукраинское признание Сергею принес летом 2005 года цикл статей «Андрій Ющенко, сын Бога?». Заметим, что в серии публикаций автор выдал на-гора кучу фактов, но так и не ответил на главный вопрос: кто, собственно, подарил сыну президента суперкар BMW M6 «на бляхах»? Однако это не помешало признать работу Лещенко «блестящим журналистским расследованием». Примечательным в истории с «сыном Бога» было то, что Алена Притула долгое время отказывала Лещенко в публикации первой статьи цикла. Не хватало главного – доказательства того, что Андрей Ющенко действительно лично пользуется элитным авто. Наконец, один из знакомых журналистов, выхватив у Сергея фотоаппарат, собственноручно запечатлел «сына Бога» с ключами возле машины.

Лещенко, который находился рядом, сделать снимок не решался – боялся охранников. Благодаря этому на «Украинской правде» наконец появилась публикация под псевдонимом «Леонид Амчук», а ее соавтор заочно назвал журналиста «сцыкливым».

3. Лещенко и Левочкин

Сергей Левочкин хвастался, что покровительствует журналисту из «Украинской правды» еще пребывая на должности помощника Кучмы в начале 2004 года. Дословно он выражался так: «Умный малый, но пацан еще, мы его подкармливаем иногда». В то время Лещенко много писал о политических интригах Медведчука, а его главный оппонент по влиянию на Кучму оставался в тени. В частности, до Оранжевой революции была не раскрыта тема связи Левочкина с таинственным Фирташем.

Зато, после избрания Ющенко президентом «Украинскую правду» заинтересовал конфликт вокруг бывшей обувной фабрики «Киев». В борьбе за лакомый кусок земли напротив Киево-Печерской Лавры тогда сошлись группы Мартыненко и Жвании с одной стороны, и приятелей Левочкина Фурсина и Тынного – с другой. Свои интересы присутствовали там и у Григоришина с Порошенко. Именно с лета 2005 года в творчестве Лещенко, а позже – в его антикоррупционной деятельности – обозначилось резкое неприятие личности Николая Мартыненко. Что касается Игоря Тынного, то его, наоборот, уже после Революции достоинства в 2016 году заподозрили в поддержке проекта создания политической партии с участием «еврооптимистов» и «ДемАльянса». Лещенко тогда заявил, что никогда не слышал о человеке по фамилии Тынный. Зато Мустафа Найем признался, что считает участника бизнес-схем Левочкина с начала 2000-х годов Тынного своим другом.

Восхождение звезды журналиста Найема, который во время Оранжевой революции не интересовался политикой и играл на барабане в клубе Тынного «Caribbean Club», заслуживает отдельного расследования. Заметим лишь, что ему удалось устроиться в отдел политики газеты «Коммерсант-Украина», не зная фамилии бывшего премьер-министра Украины. Несмотря на это, одиозный (с точки зрения Лещенко) телеведущий Вячеслав Пиховшек сразу же пригласил Мустафу в эфир программы «Иду на вы» на канале «1+1», чтобы задать острые вопросы премьер-министру Тимошенко. Стремительная карьера Найема объяснялась тем, что после Оранжевой революции Левочкин перекупил у Медведчука российского политтехнолога Игоря Шувалова, который, в частности, работал с Пиховшеком. Благодаря протекции Шувалова экзотический «правдолюб» Найем быстро превратился в ведущего журналиста Украины.

Появление Мустафы на «Украинской правде» в качестве постоянного соавтора Лещенко, было выгодным для Левочкина с Шуваловым, однако выглядело странным решением Алены Притулы, как редактора конкурирующего с «Коммерсантом» издания. Однако с учетом того, что с осени 2006 года «Украинская правда» (тогда ее редакция переехала в новый офис, и стартовала «Экономическая правда») поддерживалась тандемом Левочкин-Фирташ (путем постоянного размещения «заказных» публикаций), все становится на свои места.

Главным успехом Лещенко и Найема на «Украинской правде» стало разоблачение (постфактум) неудачных переговоров между Тимошенко и Януковичем о разделе власти перед президентскими выборами 2010 года. Идея «широкой коалиции» БЮТ и «Партии Регионов» принадлежала Клюеву, провалу этого проекта радовался Левочкин, а разглашение информации о переговорах сыграло на руку кампании Януковича. В целом, критикуя перед выборами по очереди Януковича и Тимошенко, «Украинская правда» де-факто отрабатывала политтехнологию регионалов: «Вони однакові». Среди совместных работ Лещенко и Найем в то время выделялось «расследование» о «политической педофилии» в депутатском окружении Тимошенко.

В результате Янукович победил на выборах с минимальным отрывом в 3,5%, благодаря значительной части избирателей, которые признали обоих кандидатов одинаково плохим и, либо совсем не пришли на участки, либо проголосовали «против всех».

Вскоре после прихода Януковича к власти, в августе 2010 года, Лещенко оформил на себя квартиру в Киеве на улице Гетьмана (рыночной ценой примерно в 80-100 тыс. долларов). Очевидно, по мнению журналиста, страна выбрала правильный вектор развития и можно было ожидать роста цен на недвижимость.
В период президентства Януковича, политтехнологи, которые ориентировались на Клюева, зачисляли «Украинскую правду» в сферу влияния Левочкина. Именно поэтому выплаты за заказные публикации на этом сайте отсутствуют в тайной бухгалтерии «Партии Регионов» (фигурирует только оплата рекламы на баннерах). У Клюева считали, что все громкие расследования Лещенко о коррупции президента и его окружения, были инспирированы группой Левочкина-Фирташа. Лещенко тогда постоянно общался с Левочкиным как непосредственно, так и через Шувалова. Об участии Сергея в еженедельных чаепитиях с руководителем АП на Банковой, поведал в своем интервью Найем. Телеведущий Евгений Киселев, в свою очередь, назвал Лещенко с Найемом «давними и добрыми знакомыми» московского политтехнолога.

Во время Евромайдана Лещенко и Найем оказывали Левочкину особую поддержку. Мустафа выдвинул тогда (с ведома Шувалова) концепцию так называемого «Майдана без политиков» –  в противовес запланированным протестам оппозиционных политических сил. Ответственность за разгон студенческого Майдана «Украинская правда» однозначно возложила на Клюева, не рассматривая возможной причастности к этому Левочкина даже в виде версии.

После начала революционных событий Лещенко призвал общественность к блокаде имений украинских олигархов за рубежом. Однако, вплоть до бойни на Грушевского он упорно не упоминал среди них имени Фирташа. Запомнился и истерический флеш-моб, когда в разгар революции Сергей с соратниками потребовали «снять Юльку с йолки». После побега Януковича из Украины, Лещенко сразу же предупредил, что будет бороться против кандидатуры Тимошенко на предстоящих выборах президента. Это также соответствовало тактическим и стратегическим интересам Сергея Левочкина.

4. Лещенко и Григоришин

Когда трио «еврооптимистов» Лешенко, Найем и Залищук попало в предвыборный список Блока Порошенко, их сначала зачислили в «квоту Левочкина». Об этом писали на интернет-ресурсе «Инсайдер» бывшие коллеги Сергея по «Украинской правде». Информация о его особых отношениях с олигархом Григоришиным оказалась неожиданной даже для тех, кто работал рядом с Лещенко долгие годы.

Известно, что со времен Кучмы Григоришин финансировал наиболее одиозную антиукраинскую политическую силу – Компартию Украины, которой всегда руководили из Москвы. Депутатский корпус КПУ полностью запятнал себя в политической коррупции, поддерживая «Партию Регионов» платными голосованиями. Однако для Лещенко это не имело никакого значения. Он давно убедился, что политика –  грязная игра, в которую просто вынуждены играть «олигархам с мозгами». Такие, как его приятель Константин Григоришин.

Известно, что в 2012-2013 годах Лещенко вместе с Притулой проводил переговоры с Григоришиным о финансировании «Украинской правды» и сопутствующего ей проекта «Громадське телебачення». В результате офисы обеих СМИ располагаются в здании, который принадлежит олигарху на правах собственности.

Украинский Интернет-ресурсы публиковали фрагменты переписки между Лещенко и Григоришиным, относящуюся к сентябрю 2015 года. Согласно обнародованным документам, Сергей получил вознаграждение в 100 тысяч долларов за публикацию интервью с олигархом. Там Григоришин лоббировал собственные интересы в украинской энергетике и критиковал своих конкурентов, к которым относил Рината Ахметова и тогдашнего премьер-министра Арсения Яценюка.

В 2016 году, в СМИ также упоминалось о соглашении о партнерстве сроком на 5 лет, которое, якобы, заключили Григоришин и Лещенко. В документе речь шла о миллионных выплатах Сергею и украинским медиа-ресурсам в случае успешного продвижения там интересов олигарха.

5. Лещенко и Пинчук

Кроме Григоришина, к «олигархов с мозгами» Лещенко причислил Виктора Пинчука. Их общению не помешала позиция «Украинской правды», согласно которой президент Кучма был заказчиком убийства Георгия Гонгадзе.

Впервые Сергей съездил за деньги Пинчука на экономический форум в Давосе в 2005 году и, с тех пор, старался не пропускать массовых мероприятий под патронатом олигарха. Особенно, когда организатор возмещал сопутствующие расходы. Уже в качестве политика Лещенко (как и Найем) участвовал в дискуссиях в ходе проведения Пинчуком саммитов YES. Правда, позиционировать там Сергея, как образцового «антикоррупционера», на фоне скандала с приобретением им элитной квартиры не получилось.

В 2013 году Лещенко вместе с Притулой провели переговоры с Пинчуком, в результате которых олигарх заручился поддержкой «Украинской правды» в освещении своего судебного иска в Лондонском суде против Коломойского. Притула, якобы, предоставила для использования в процессе аудиозапись давнего интервью Коломойского. Пинчук, в ответ, организовал ряд встреч Лещенко с Кучмой, в ходе которых журналист получил большой объем уникальной информации.

Известно, что в 2014 году, несмотря на активную поддержку Коломойским Революции достоинства и сопротивления Украины российской агрессии, Лещенко лично и «Украинская правда», как медиа-ресурс, выступали с регулярными нападками на олигарха. Сергей сравнивал его с чеченским президентом Кадыровым и обвинял в создании «личной армии» под видом добровольческих батальонов, участвовавших в войне на Донбассе. Стоит отметить, что нападки на Коломойского были в то время одинаково выгодны всем дружественным для Лещенко олигархам – Левочкину, Григоришину и Пинчуку. Тогда в ответ Коломойский обозвал журналистов «Украинской правды» «тупым гандоном».

6. Лещенко и музыка «техно»

В период правления Януковича в Украине наступила временная политическая стабильность. Процесс над Тимошенко по газовому делу Лещенко не интересовал, и поэтому он гулял по ночным клубам. Не только на берегах Днепра, но и в Москве, где, по мнению Сергея, уровень заведений и исполнителей был выше.

Страсть к электронной музыке сопровождала Сережу с юности. Он остановил свой выбор на «техно» –  единственном стиле, который, по признанию знатоков, «можно и нужно слушать только на трезвую голову».

Кумиром Сергея среди диджеев «техно» мирового уровня стала девушка по имени Nina Kraviz (бывшая стоматолог из российского Иркутска). На фотографиях ее легко спутать с нынешней супругой Лещенко диджей Nastia, которая также получила признание на московских площадках. Насчет ее музыкального таланта существуют разные мнения.

Лещенко подчеркивает, что британское издание Mixmag включило Nastia под номером 8 в топ-лист из 20 «самых зажигательных» диджеев мира за 2016 год. Поэтому она, якобы, является одним из наиболее высокооплачиваемых исполнителей из Восточной Европы.

Конкурент Mixmag, британское издание DJ MAG также упоминает о супруге Сергея, но не включает ее в свои рейтинги топ-100 ведущих диджеев мира. Хотя там, например, присутствует под номером 58 украинка Miss K8. Разница в оценках таланта Nastia может быть связана с тем, что DJ MAG более благосклонен к коммерческим проектам в электронной музыке. Однако, существует и другое объяснение. У Mixmag, в отличие от DJ MAG, есть русскоязычная версия в Интернет, а в России выходит глянцевое издание журнала. Таким образом, поддержка Nastia, к которой Mixmag явно неравнодушен, может объясняться банальным фактором российских денег. Интересно, что еще один независимый рейтинг диджеев отправляет жену Сергея на скромное 2193 место в мире. Тем не менее, свои несколько тысяч Евро в месяц она действительно зарабатывает, подтверждают знатоки.

Известно также, что семья Nastia живет на оккупированной территории, а одна из сестер — в Севастополе, где искренне радовалась получению российского паспорта.

7. Лещенко и американцы

С начала своего существования «Украинская правда» позиционировала себя, как партнера американских неправительственных организаций и посольства США в Украине. Однако с учетом тесных связей Лещенко и Притулы с украинскими олигархами, их сотрудничество с американцами выглядит скорее, как «легенда прикрытия». Сегодня уже понятно, что олигархи, в отличие от различных фондов и посольств, поддерживали «Украинскую правду» более крупными суммами.

Доказательством слабого понимания Лещенко интересов США и механизмов тамошней демократии стала его неудачная попытка вмешательства в американские выборы.

Летом 2016-го Лещенко совместно с редактором «Украинской правды» Мусаевой-Боровик обнародовали на пресс-конференции записки из теневой бухгалтерии «Партии Регионов». Документы изобличали тогдашнего шефа предвыборного штаба Трампа политтехнолога Пола Манафорта в получении крупных вознаграждений за консультации и помощь Януковичу.

Очевидно, что действия активистов тогда не были санкционированы руководством Украины, а компромат они могли получить либо от НАБУ, либо из первоисточника – от бывшего окружения Януковича. Теневая бухгалтерия «Партии Регионов» относилась к парафии Клюева, в ее получении и обнародовании мог быть заинтересован Левочкин. Его собственная финансовая политтехнологическая деятельность там никак не отображалась, поскольку всем заведовал Шувалов.

В феврале 2017-го американское издание «Politico» сообщило о якобы прямом шантаже Пола Манафорта со стороны Лещенко. Сергей требовал от американца выйти на связь и угрожал передать имеющуюся у него информацию в ФБР. «Politico» отмечало, что обнародованная информация была получена в результате взлома почтового ящика и телефона Лещенко. Также приводился обмен сообщениями между дочерями Манафорта. Нардеп в ответ назвал свою переписку с Манафортом сфабрикованной. Хотя она соответствовала тактике, которую обычно используют в Украине журналисты, вымогая деньги у политиков.

Достоверно известно, что после скандала с приобретением Лещенко элитной недвижимости в центре Киева, его контакты с американцами сузились. Например, нардепа перестали приглашать на официальные мероприятия под патронатом посольства США в Киеве. Западные медиа стали воздерживаться от упоминаний Сергея, как образцового борца с коррупцией и перспективного украинского политика.

Продолжение следует.

Семен Шевчук (журналист, который сотрудничал с «УП») для «Guildhall».

Вторая часть материала «Четырнадцать сюжетов из жизни «антикоррупционера» Сергея Лещенко» доступна по ссылке.

 

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!