Латентные друзья Кремля в Великобритании

Международные эксперты называют отношения между Великобританией и Россией примером “систематического недоверия”. В их общей истории часто фигурируют шпионские игры и дипломатические скандалы, поэтому в Британии вопрос влияния России — это больная тема. Особенно сегодня, из-за проблемы «развода» Лондона и Брюсселя, досрочных всеобщих выборов и непредсказуемости поведения РФ, такого как вторжения в Украину и поддержка режима Асада в Сирии.

Некоторые политики Великобритании ведут себя как латентные «агенты» Кремля, вычислить которых можно только по основным триггерам. Например, их характеристика Путина как лидера, отношение к оккупации Крыма.

Самым ярким потенциальным агентом можно назвать политика Найджела Фараджа. Он дважды возглавлял Партию независимости Великобритании (UKIP), которая была создана с целью подтолкнуть правительство Тори к выходу страны из ЕС. Эта задача была поставлена еще в 1993 году. Под руководством Фараджа партия развилась, поставила себе новые задачи, такие как ужесточение законов о миграции, поддержание унитарной британской идентификации. Лидер партии стал популярным не только на острове, но и в России. Фарадж так часто выступал на пропагандистском канале Russia Today, что СМИ окрестили его “самым цитированным британцем в российских медиа”. А в интервью с журналом GQ на вопрос о политике, которым он восхищается, Фарадж ответил: “Как политик, но не как человек, я бы сказал Путин”. Позже он добавил: “Я сказал, что он мне не нравится, я бы ему не доверял, и я бы не хотел жить в его стране, но по сравнению с детьми, которые управляют внешней политикой в этой стране [Великобритании], я больше уважаю его, чем наше правительство”.

Такое поведение Найджела Фараджа политологи часто описывают принципом “враг моего врага мой друг”. Так как Партия независимости выступает оппозиционной к правительствам европейских стран, назвав их “худшими людьми у власти с 1945”, тактикой Фараджа было привлечение внимания внешнеполитических альтернативных сил, среди которых и Россия. Осуждая такую позицию, один из парламентариев прозвал главу UKIP “британским Берлускони”.

После победы на референдуме о Brexit Фарадж покинул пост главы Партии независимости Великобритании. А после заявления Терезы Мэй о досрочных всеобщих выборах он огласил, что баллотироваться в британский парламент не собирается. В тоже время он высказал заинтересованность занять место в Европарламенте.

Стоит отметить, что Партия независимости проводит собственную политику и в Европейском парламенте. На недавнем голосовании о либерализации визового режима для Украины “против” проголосовало всего 16 британцев, 14 из которых представители UKIP. Фарадж специально ездил в Нидерланды накануне референдума об Ассоциации Украина-ЕС, с целью агитации граждан проголосовать «против» сближения в отношений Украины и Евросоюза.

По словам одного из сотрудников Королевского Объединённого института оборонных исследований, российская пропаганда действует с явной целью ослабить волю Запада к борьбе, вызывая сомнения в отношениях НАТО, ЕС и необходимости экономических санкций. Накануне выборов 2015 года западные СМИ подметили позитивное освещение тем же RT политику Джереми Корбина. В итоге Корбин одержал победу над предыдущим лидером Лейбористской партии Эдом Милибэндом и возглавил партию. За последний год он предложил сократить присутствие НАТО в восточной Европе и высказал уверенность, что с приходом Трампа к власти отношения между США и РФ улучшатся. Такие заявления были оценены как сотрудничество с Кремлем, так как подобная политика противоречит интересам Британии в составе НАТО.

Инструментом захвата власти стали вопросы НАТО и Сирии. Многие политики перед выборами высказывались за тесное сотрудничество с Россией в борьбе против «Исламского государства». Хорошим примером является теперешний министр иностранных дел Борис Джонсон. Когда Джонсон пребывал на посту мэра Лондона, он назвал Владимира Путина «коррумпированным клептократом, который незаконно оккупировал часть Украины», но добавил: «Означает ли это, что с ним морально невозможно работать? Я не уверен». С момента назначения главой МИД Британии, Джонсон наоборот начал требовать новых, более эффективных санкций против Москвы, опередив в этом вопросе позицию США.

Анализируя позицию любого британского политика, партии или организации стоит рассмотреть его/её действия после прихода к власти, так как многие аутсайдеры нарочно флиртуют с РФ только чтобы получить внимание медиа. В международной политике Великобританию можно описать как большой корабль: с приходом нового капитана судно не сможет резко изменить курс своего движения. И внутренним, и внешним силам необходимы годы, чтобы значительно сменить пункт назначения корабля под названием Соединённое Королевство.

Ольга Тарасенко

 

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!