Советские агенты на территории Суоми

Сегодня хотелось бы поднять тему о Комитете Государственной Безопасности СССР (КГБ), а именно о связях сего органа советской власти с Финляндской Республикой во времена, которые принято именовать «холодной войной».

Первый эпизод о котором стоит вспомнить – это связи КГБ и финского президента Урхо Калева Кекконена, который руководил Финляндией на протяжении четверти века с 1956 по 1981 года. Считается, что президент поддерживал тесные связи с КГБ, и это было именно тем фактором, который позволил ему быть у власти столь длительное время.  Но следует отметить, что его связи с данной организацией были установлены ещё в 1944 году. К 1956 году отношения между У. Кекконеным и чекистами стали настолько крепкими, что он просил помощи у них на президентских выборах. Ему требовалась поддержка коммунистов, что Москва ему обеспечила. Интересным будет отметить, что Финляндия пыталась балансировать между Советским Союзом и Западом. Конфиденциальные встречи проходили и c товарищами с Лубянки, и с агентами западных органов внешней разведки, но сейчас не об этом.

Алексей Косыгин и Урхо Кекконен

Шеф личной разведки Кекконена Кустаа Виикуна специальным образом совершал утечки из дневников президента, в которых будто бы не было места лжи. После встреч слова главы финского государства проверялись посредством прочтения его личных записей.

Советские друзья в записях фигурировали, как «Mr. X» и «Mr. Zh». Встречи Кекконена с этими действующими лицами происходили на квартире сына президента Матти Кекконена. По его словам, это было использование друг друга с обоюдной пользой. Президент же якобы хотел выведать о планах Москвы в отношении Финляндии. Но чтоб не вызывать особого подозрения был придуман манёвр с записями из дневника. Один раз финским контрразведчикам всё-таки удалось их выследить, но они то ли побоялись, то ли просто не решились ставить главу государства на прослушку.

Далее поговорим о так называемом «архиве Митрохина». Василий Митрохин был сотрудником отдела Первого главного управления КГБ СССР. После  развала СССР он пытался передать секретные данные внешним разведкам других стран (США, Великой Британии), касающиеся 1972-1984 годов. В 1992 году бежал в Британию, передав свои документы британским властям, которые в 1996 году обнародовали его архив.

Из данного архива удалось узнать, что КГБ имел развитую сеть информаторов на территории Финляндии. Вербовали людей разных профессий от журналистов и менеджеров отелей до переводчиков и священников. КГБ удалось «нанять» главу иммигрантского департамента МВД Финляндии Эйла Кяннё (кодовое имя Элко), также Лубянка сумела завербовать работника финского посольства в Вашингтоне – Лаури Ханникайнена (Лур), члена социал-демократической партии Кари Тапиола (Теро) (он передавал информацию в СССР из Нью-Йорка).

КГБ также помогал своим завербованным агентам подниматься по карьерной лестнице. К примеру, можно вспомнить о Нильсе Содерстреме (Скотт), который благодаря тому, что был «нанят», смог получить должность начальника полиции столичного региона, а до этого был на посту инспектора полиции. Среди агентов КГБ можно вспомнить и журналиста Маттса Дюмеллина (Дик), работающего в газете Suoman Sanomat.

Материалы «архива Митрохина» бесспорно являются ценным источником изучения деятельности КГБ, но, к сожалению, тут находятся не все сведения о контактах между КГБ  и финнами.

Теперь упомянем несколько слов о финне, который также сотрудничал с КГБ. Настоящее имя ему – Ристо Олави Тамми, себя же он называет Абдулла Тамми (в 2001 году принял ислам). Он сам признался в том, что был агентом КГБ. Свои агентурные деяния он реализовывал с 1970 года, на тот момент ему был почти 21 год.

По приказу КГБ он должен был просочиться в национал-социалистическое (неонацистское) движение  Pekka Siitoimen, а также в партии SKDL (Финская народная демократическая лига) и SMP (Финская аграрная партия), от имени которых шпион принимал участие в муниципальных выборах. Ещё он занимался выявлением и предоставлением информации о финских гражданах, которые занимались транспортировкой религиозной литературы (в том числе и Библии) на русском языке в Советский Союз.

После распада СССР продолжал сотрудничать с Российской Федерацией.

Из данных примеров мы можем сделать вывод, что сегодняшняя деятельность спецслужб России есть плавным продолжением советской политики в отношении иностранных государств. Так называемые «активные мероприятия» страны Советов после её развала пережили некую трансформацию в силу быстрой изменчивости мира и сегодня мы наблюдаем то, что называется «российская гибридная агрессия».

Ольга Шалыга

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!