Присоединение Литвы к СССР: два взгляда на историю

Литва стала частью СССР в 1940 году, на рубеже Второй мировой войны. Ранее не входившая в интересы СССР Литва, стала приоритетным условием в договоре между советской властью и Германией.

Существует две стороны одной медали – аннексия либо добровольное присоединение прибалтийской страны.

Стоит начать с того, какая же «правда» закреплена на мировом законодательном уровне. Совет Европы в своих резолюциях охарактеризовал процесс вхождения прибалтийских государств в состав СССР как оккупацию, насильственную инкорпорацию и аннексию. Литва так же придерживается данной терминологии в своей истории и на политической арене в том числе.

Официальная же позиция МИД России заключается в том, что присоединение стран Прибалтики к СССР не противоречило нормам международного права по состоянию на 1940 год, а также, что вхождение этих стран в состав СССР получило официальное международное признание.

Литовская история говорит o том, что были нарушены демократические нормы во время проведения внеочередных парламентских выборов, которые состоялись одновременно во всех трех прибалтийских странах в 1940 году. Немаловажным фактором было само присутствие советских войск на территории стран, a также то, что был выдвинут единственный список кандидатов от «Блока трудового народа», тогда как все остальные кандидаты и списки были отклонены. Президент Литвы Антанас Сметона выступил за вооружённое сопротивление агрессии, но не был поддержан большинством кабинета и был вынужден бежать в Германию.

Очень интересен факт того, что в Москве результаты выборов были обнародованы раньше, чем их подсчитали в самой Литве, что уже само по себе служит серьёзным аргументом на пользу общепринятой истории.

Приверженцы теории добровольного образования Литовской ССР, говорят о многочисленных «народных революциях» за режим Советского Союза, которые были «криком о помощи» и не исключено, более того, вполне вероятно, что такие «революции» имели место. Ведь всегда есть группа, которая недовольна современной властью и нуждается в переменах. Но в каких масштабах и не было ли это раздуто, и использовано как фундамент для будущих действий со стороны СССР? Ведь есть основания полагать, что «народные революции», за которые выдавались демонстрации с захватом правительственных зданий были организованы местными коммунистами при помощи советских войск. Данные операции проводились под присмотром уполномоченного советского правительства — Владимира Деканозова в Литве.

Столь крупномасштабное событие не могло быть принято единогласно в стране, которая, будучи независимой, вдруг стала одной из республик СССР. Вполне объяснимы и понятны левые настроения, царящие в Литве. Было ли это оккупацией? Сложно ответить однозначно на данный вопрос. Цитата Черчилля, по моему мнению, максимально чётко передаст сложность и глубину данного события: «Препятствием к заключению такого соглашения (с СССР) служил ужас, который эти самые пограничные государства испытывали перед советской помощью в виде советских армий, которые могли пройти через их территории, чтобы защитить их от немцев и попутно включить в советско-коммунистическую систему. Ведь они были самыми яростными противниками этой системы. Польша, Румыния, Финляндия и три прибалтийских государства не знали, чего они больше страшились, — германской агрессии или русского спасения».

Ирина Семичастная

# #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!