США выразили обеспокоенность в связи с масштабными китайскими инвестициями в инфраструктуру Панамы, считая, что это может представлять угрозу национальной безопасности. Следующая администрация США опасается, что стратегически важный Панамский канал, контролируемый Панамой с 1999 года, может попасть под влияние Китая, что приведет к усилению внешнего контроля над центральноамериканской страной. Источник: The Wall Street Journal
С момента передачи контроля над каналом, который должен оставаться нейтральным, вдоль его территории были построены гигантские краны и терминалы, управляемые гонконгским портовым оператором Hutchison Whampoa. Эти объекты были возведены за последние 30 лет, и администрация Дональда Трампа выражала беспокойство, что китайские интересы в регионе могут угрожать безопасности США. Новая администрация продолжает рассматривать китайскую инфраструктуру как потенциальную угрозу.
Китай также финансирует в Панаме различные крупные проекты, включая мост через канал, линию метро, терминал, конференц-центр и ветряную электростанцию. Страна была первой в Латинской Америке, которая присоединилась к китайскому проекту «Новый Шелковый путь» в 2017 году, и в Панаме проживает большая китайская диаспора.
США внимательно следят за увеличением китайского присутствия в Панаме. Дональд Трамп ранее публично заявлял, что не допустит, чтобы Панамский канал оказался в чужих руках. Однако многие панамские чиновники и некоторые бывшие военные офицеры США считают, что китайская инфраструктура не представляет собой военной угрозы и не указывает на то, что Панама может стать частью сферы влияния Китая.
Бывший высокопоставленный чиновник армии США Джо Ридер утверждает, что никто, кто понимает тактику, не будет рассматривать контейнерные порты как угрозу национальной безопасности. Однако генерал-ветеран Уэсли Кларк отметил, что действия Китая всегда имеют коммерческую основу, но если бы Китай попытался получить военное преимущество в регионе, США могли бы принять решительные меры.
Критики, включая республиканцев, также выражали недовольство по поводу соглашения 1977 года, в соответствии с которым Панама получила контроль над каналом. В 2023 году генерал Лаура Ричардсон, командующий Южным командованием США, заявила, что вдоль Панамского канала действуют пять китайских государственных компаний, которые могут использовать свои объекты в военных целях.
Панамский канал имеет стратегическое значение, так как через него проходит около пяти процентов мировых морских грузовых перевозок, а также позволяет судам перемещаться из Азии к восточному побережью США, минуя южную оконечность Южной Америки.
В прошлом США также вмешивались во внутренние дела Панамы, в частности, в 1989 году при поддержке Вашингтона был свергнут диктатор Панамы Мануэль Норьега.
Напомним, Трамп угрожает отобрать у Панамы Панамский канал.
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet