Генерал Ходжес: Запад должен решительно ответить на ядерное запугивание РФ

Лидеры стран Запада, а также лидер Китая, должны начать решительно и конкретно отвечать на применение Россией стратегии ядерного запугивания, направленной в том числе на противодействие военно-технической помощи Украине. Стратегической целью Запада является победа Украины и оттеснение РФ к границам 1991 года, Администрация президента США должна наконец взять ответственность за такую победу, что должно быть отображено в стратегии военной помощи Вооруженным силам Украины.  По итогам саммита НАТО в Вашингтоне, Альянс должен принять решение помочь Украине одержать победу и предоставить конкретику в отношении членства Украины в НАТО.

Об этом в большом интервью информационному агентству Guildhall рассказал бывший командующий войсками США в Европе, американский генерал в отставке Бен Ходжес.

Бен Ходжес

Ведущие военные эксперты утверждают, что даже при условии предоставления всей обещаной помощи от США и наших западных союзников, Украина не сможет провести контрнаступление. При этом сегодня на самом высоком уровне мы слышим заявления официальных лиц о таком возможном контрнаступлении уже в следующем году, чем создаются соответствующие ожидания на Западе. В чем причина для таких заявлений? Как вы в целом оцениваете объемы помощи Украине?

— Никто, кроме украинских генералов, разведки и правительства, не может лучше знать о времени, месте или типе контрнаступления. Поэтому советы, рекомендации или давление извне, на мой взгляд, бесполезны, если только об этом не просили. Я был немного удивлен, увидев пару дней назад заявление мистера Салливана о том, что недавно принятый пакет помощи (от США — ред.) поможет Украине провести контрнаступление в следующем году. Единственным положительным моментом в этом заявлении было то, что, по крайней мере теперь мы слышим (от представителя администрации Байдена — ред.) нотки наступательного настроя, а не то, что было ранее про давление на Украину и принуждение ее к переговорам. Это был единственный положительный момент в том, что он сказал. Но при этом я все еще не вижу полного понимания и принятия идеи, что Украина должна победить. И что Украина может победить Россию и отбросить ее к границам 1991 года, если мы возьмем на себя обязательства и предоставим все необходимое для этого.

Я думаю, что Украине не нужны советы, Украине нужна возможность победить Россию. Пакет помощи важен. Он дает генералу Сырскому время на стабилизацию фронта, возможность предотвратить дальнейшее продвижение России, а также время на наращивание численности украинской армии, что крайне необходимо сделать.

Касательно предоставления военной помощи Украине со стороны США, как в случае с ЗРК «Patriot» так и с истребителями F16, прослеживается схожий подход — вопреки тому, что США является наибольшим в мире оператором данных типов вооружений, США не предоставляют и даже не озвучивают намерений предоставлять их Украине напрямую, а лишь мотивируют западных союзников к таким действиям. В чем причина для такого подхода?  

— Я не знаю точно, но думаю, что это отражение продолжающейся неспособности или нежелания администрации (Байдена — ред.) взять на себя обязательства по фактической победе Украины. Я не понимаю, почему мы готовы поднять в воздух американских пилотов, британские королевские ВВС и другие союзные войска, чтобы поддержать Израиль против Ирана, хотя у Израиля лучшая противовоздушная оборона в мире, но мы не можем сделать тоже самое для Украины. Также я не знаю, почему мы так медлили с решением по передаче Украине F16.   

Что касается Patriot, я думаю, что все наши системы уже развернуты по миру — на Ближнем Востоке, в Тихоокеанском регионе и только одна из них базируется в Германии, и сейчас развернута в Польше. Так что они не просто лежат без дела, а развернуты повсюду. Лично я бы предпочел, чтобы администрация поставила в приоритет такую помощь (системами Patriot — ред.) Украине. В то же время у других стран есть потенциал, который также должен быть задействован. Я был очень рад увидеть недавнюю новость о том, что Испания собирается предоставить (Украине — ред.)  новые возможности для Patriot. Я считаю, что другие страны также должны предоставить свои возможности Украине.   

Уже более двух лет Россия использует стратегию ядерной эскалации-деэскалации в целях подрыва поставок вооружений Украине и для достижения целей по целому ряду других ключевых направлений. Это то, чтопроисходит и прямо сейчас, когда анонсированы учения с применением тактического ядерного оружия в РФ, когда официальные лица в РФ угрожают ударами по западным столицам. Как вы оцениваете стратегию Запада по противодействию такой эскалации-деескалации со стороны РФ?

— Недавние угрозы Кремля о том, что они собираются провести учения с применением тактического ядерного оружия в ответ на заявления президента Макрона и министра иностранных дел Кэмерона, — это очередной случай, когда Россия использует угрозы, чтобы попытаться помешать нам сделать то, что мы должны сделать. И это, к сожалению, работает. Я думаю, что причины, по которым США и Германия, в частности, не сделали больше, — это опасения, что Россия действительно может применить ядерное оружие. Я считаю, что это маловероятно, потому что Россия не получит никакой выгоды от применения ядерного оружия. А вот что для них выгодно — это угрозы, которые приводят к тому, что мы начинаем колебаться. Как только они его применят, все будет кончено. 

Лидеры западных стран должны решительно и конкретно отреагировать на российские угрозы. Я видел, как отреагировал канцлер Германии, это было жалкое зрелище. Но я также не видел и не слышал решительных заявлений со стороны США. Да и председатель КНР Си, который сейчас наслаждается приятным визитом в Париж, должен был бы, как ранее, решительно заявить: «Прекратите угрожать применением ядерного оружия, это неприемлемо для члена Совета безопасности ООН». Я бы хотел, чтобы и мой президент сказал: «Эй, у нас тысячи единиц ядерного оружия, и если вы примените хоть одну ядерную бомбу или ракету, это будет иметь катастрофические последствия для России, так что прекратите». Он уже говорил это однажды, но он должен сказать это снова и очень четко. А затем мы должны продолжать делать то, что нужно, чтобы дать понять (РФ — ред.), что наши стратегические интересы заключаются в том, чтобы Украина победила Россию и оттеснила ее к границам 1991 года. И что мы будем делать все необходимое для этого, нас не отпугнут эти угрозы. Такой же посыл должен исходить из Парижа, Лондона, Берлина, как он уже исходит из Варшавы и стран Балтии. Вся Европа должна быть сильной.

В данном контексте и с точки зрения оказания дополнительного давления на РФ, в том числе в политической плоскости. Какие причины того, что Россия до сих пор остается членом Совета безопасности ООН? Может ли ее исключение или прекращение членства стать таким дополнительным средством давлением на РФ?

— Это отличный вопрос, но для того, чтобы это понять и ответить на него, потребуется много времени. На протяжении десятилетий место в Совбезе ООН занимал Советский Союз, а затем по каким-то причинам России было позволено занять место СССР после его распада. Я не могу объяснить, почему это было разрешено. Однако есть и другой момент — конкуренция в информационном пространстве. Любой может подойти к российскому послу, который сидит в ООН, и предъявить ему обвинения в том, что делает Россия. Соединенные Штаты и другие демократические страны должны больше конкурировать в информационной сфере, потому что там представлены страны Африки, Южной Америки и Ближнего Востока. Они склонны работать вместе, отчасти потому, что Китай и Россия потратили на эти страны кучу денег и это всегда будет важным фактором. Но мы можем попытаться. Хотя я не знаю процесса и не знаю, стоит ли начинать эту кампанию по попытке вывести их (РФ — ред.) из Совета безопасности. 

Подчеркну, что мы чрезвычайно благодарны за помощь от одного из наших главных союзников — США, но, как мы знаем, решение Конгресса о предоставлении этой помощи заняло некоторое время. Сейчас самое время проанализировать причины задержки, чтобы скорректировать нашу политику в отношении США и сделать ее более эффективной. Каковы ваши выводы о причинах этой задержки?

— Прежде всего, есть часть Республиканской партии, которая полностью захвачена Кремлем. Невероятно, что в партии Рональда Рейгана сейчас есть члены, возглавляемые такими людьми, как Марджери Тейлор Грин, сенатор Вэнс из Огайо, которые пересказывают кремлевские или венгерские тезисы. Но это факт. Мы должны бороться с этим и надеяться, что избиратели в округах, в штатах поймут, что некоторые люди, которых они выбрали представлять их интересы, на самом деле поддерживают диктаторский режим. 

Вторая причина — это состав нынешней Палаты представителей, где даже пара членов могут серьезно затормозить процесс. У Трампа есть возможность манипулировать или влиять на спикера. Таким образом, вы получаете про-кремлевски настроенную часть Конгресса, внешнее влияние со стороны Трампа, использующего тех же людей, которые поддерживают Кремль или, по крайней мере, сочувствуют ему и ищут любую возможность подорвать позиции президента Байдена. К сожалению, есть внутренняя политика, и это не ново и не уникально для Америки, но это ее часть.

Третье причина — и здесь я возлагаю вину на Президента. Он так и не объяснил американскому народу, почему это (поддержка Украины — ред.) отвечает нашим интересам. Он должен чуть ли не каждую неделю, говорить, что это в наших интересах. Не надо больше игры на эмоциях по поводу Украины. Все впечатлены тем, как Украина страдает от этого ужаса, от разрушения городов, но этого недостаточно. Теперь речь должна идти о людях из Миссури, Оклахомы, Калифорнии, Нью-Йорка, Миссисипи, Нью-Мексико, Флориды, Северной Каролины и том, почему для них важно, чтобы Россия была побеждена. Президент  должен сказать: «Победа Украины над Россией — это хорошо для стабилизации экономики Европы, а экономика Америки напрямую связана с экономикой Европы. Это наш самый большой торговый партнер в мире и война в Европе — это очень плохо для бизнеса, это плохо для американской экономики». Второе — мы не хотим, чтобы американские солдаты оказались вовлечены в еще одну войну в Европе, и лучший способ предотвратить это — убедиться, что Россия потерпит поражение от Украины, в Украине. И третья причина — это, конечно, сдерживание Китая. Если китайцы увидят, что мы серьезно относимся к суверенитету, уважению прав человека, соблюдению международных соглашений, уважению свободного морского судоходства, чего мы можем достичь, помогая Украине победить Россию, тогда китайцы поймут, что мы настроены решительно. Поэтому я призываю моих украинских друзей, включая вашего замечательного посла в Вашингтоне, каждый раз, когда у вас будет возможность поговорить с членом Конгресса или с представителями администрации, говорите: «Это ваша прямая выгода. Это не только про храбрых мужчин и женщин украинской армии». Эмоции, к сожалению, больше не работают.  

Интересно, что одной из ключевых целей советских спецслужб в те времена было выдавливание США из Европы. И как мы помним, в 60-е годы, у них был весомый успех во Франции. Сегодня же мы видим что идеи изоляционизма не просто присутствуют в США, а приобретают популярность. Видите ли вы какие-либо угрозы, связанные с этой тенденцией?

— Ответ на это кроется в нашем географическом положении. Все мы сформированы географией — вы и поколения до вас сформированы географией Украины, британцы сформированы своей географией. Также и США. Мы окружены двумя океанами и дружественными соседями на севере и юге и это влияет на наше стратегическое мышление, если хотите. Но это недальновидно, потому что мир сейчас взаимосвязан. Американский бизнес и наше процветание зависят от морской торговли с другими странами. Американский флот тратит много времени на то, чтобы убедиться, что наши суда могут плыть, куда им нужно, в международных водах. 

Суть проблемы США, как мне кажется, заключается в огромном давлении на наши границы. У нас серьезная проблема с границами и иммиграцией. По разным политическим причинам мы не можем выработать разумную политику защиты границ, но при этом впускаем временных работников, которые нам нужны, а также впускаем таланты, которые нам нужны на постоянное проживание. Мы еще не нашли баланс. К сожалению, эта проблема стала чрезвычайно политизированной и сейчас она хуже, чем когда-либо. Потому некоторые американцы говорят: «Почему мы беспокоимся об украинской границе, а как же наша граница?» И это небезосновательно. Но я думаю, что именно здесь Президент должен объяснять, что нет никакого «или-или», оба этих вопроса важны для нашей безопасности и процветания. Еще подчеркнем тот факт, что некоторые проблемы на границе порождены Россией и Китаем. Это способ для них создать раздор и давление внутри США. Это война в том числе и с ними, даже если мы напрямую не воюем.  

В завершение нашего разговора, хотелось бы поговорить о гибридной части агрессии автократий против Запада. Мы все видим факты российского вмешательства в избирательный процесс в рамках выборов в Европейский парламент. Скоро и в США пройдут президентские выборы. Как вы оцениваете уровень степень готовности гражданского общества США противостоять российскому вмешательству?

— Я думаю, что мы очень уязвимы, потому что у нас открытое гражданское общество. Есть миллион мест, где можно получить информацию, а это миллион мест, где Россия может попытаться повлиять на нас. Существует большая конкуренция в информационном пространстве. Кампания Байдена должна сделать все возможное, чтобы противостоять дезинформации и справиться с проблемами. К примеру, то, что происходит в Израиле и Газе, создает серьезные проблемы для демократов, потому что люди недовольны тем, что их Президент имеет дело с Израилем. Но в конечном итоге нужно сбавить обороты и не раскачивать лодку, тогда Президент Байден будет переизбран. Если же люди не придут голосовать, то в силу устройства нашей избирательной системы, бывший президент Трамп может победить и вернуться. Еще один вопрос — в этом году также будут выборы в Конгресс. Я могу сказать, что собираюсь сделать все возможное, чтобы этим летом побывать в нескольких штатах и работать против каждого кандидата, поддерживающего Трампа.    

Господин Ходжес, спасибо вам, мы благодраны за такую срдержательную и интересную беседу.

— Это привелегия. Спасибо вам.

Информационное агентство Guildhall, эксклюзивно.

# # # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!