Рост шпионажа в Индии может осложнить связи в сфере безопасности с Западом — СМИ

Китай и Индию можно рассматривать как геополитических противников друг друга, но в прошлом месяце они оба оказались в центре одинаковых разоблачений в великой глобальной шпионской игре, которая может осложнить связи в сфере безопасности с Западом. Источник: The diplomat

В Британии и Германии шесть человек были арестованы по обвинению в шпионаже в пользу Пекина. Среди арестованных были молодой помощник видного члена британского парламента и гражданин Германии китайского происхождения, который работал на крайне правого немецкого члена Европарламента. Обвинения, по словам властей, связаны с проникновением в политический истеблишмент и попыткой повлиять на демократический процесс.

Тем временем в Австралии появились сообщения о том, что несколько индийских шпионов были высланы из страны несколько лет назад после того, как их поймали при попытке украсть секретные оборонные секреты, получить секретную информацию о торговле и следить за индийской диаспорой.

Шпионаж является стандартной практикой почти для всех мировых держав, но Китай и Индия выделяются своим особым интересом к огромной диаспоре своей страны.

В течение многих лет Китай шпионил за своей диаспорой различными способами. В первые годы эти усилия были в основном вызваны паранойей, возникшей после бегства диссидентов еще после протестов на площади Тяньаньмэнь. Но в последние годы Пекин также культивировал элементы неонационалистической диаспоры, которые делают гораздо больше, чем просто шпионят за китайскими диссидентами. Члены китайской диаспоры были пойманы при попытке проникнуть в западные институты и украсть коммерческие тайны, повлиять на принятие политических решений и получить чувствительные оборонные технологии.

Индия уже давно встревожена тем, что в игре великих держав ее экономического влияния катастрофически не хватает. За последние четыре десятилетия Китай создал необычайную торговую сеть, охватывающую большую часть мира. В 2001 году, когда Китай впервые вступил во Всемирную торговую организацию, более 80 процентов стран, по которым были доступны данные, считали США более крупным торговым партнером, чем Китай. К 2018 году ситуация изменилась: две трети мира торговали с Китаем в этом году больше, чем с США, по данным австралийского института Лоуи.

В 2022 году на долю Китая пришлось более 14 процентов общего мирового экспорта товаров. Доля Индии составила менее 2 процентов.

При премьер-министре Нарендре Моди Индия предприняла сильный риторический толчок, чтобы исправить это неравенство. Но слабая интеграция Индии с точки зрения торговых и инвестиционных соглашений, ее относительно низкая производительность труда и продолжающиеся проблемы с инфраструктурой продолжают расширять эту пропасть. Вместо этого Моди заранее сделал разумный расчет, что Индии придется полагаться на другой, более мощный актив для расширения своего глобального влияния: ее обширную, высококвалифицированную и политически влиятельную диаспору.

По данным Организации Объединенных Наций, индийцы за рубежом составляют самую большую диаспору в истории: около 18 миллионов человек. Каждый год они отправляют обратно рекордные суммы денег в виде денежных переводов — целых 125 миллиардов долларов только в 2023 году. Они также входят в число групп с самым высоким доходом на большей части Запада и занимают влиятельные позиции в политике, бизнесе и искусстве.

Читайте также: Австралия остерегается шпионского скандала с Индией после укрепления связей

В самом начале своего срока Моди попытался наладить контакты с диаспорой способами, которых не делал ни один из его предшественников, — проводя массовые митинговые мероприятия в Нью-Йорке, Сиднее и других местах. В то время это было сознательным внешнеполитическим усилием. В 2015 году Рам Мадхав, тогдашний генеральный секретарь партии Бхаратия Джаната Моди (БДП), объяснил, что «диаспора может быть голосом Индии, даже будучи лояльными гражданами в этих странах. Это долгосрочная цель дипломатии диаспоры. Это похоже на то, как еврейская община защищает интересы Израиля в Соединенных Штатах».

Тем не менее, по мере того как индуистский национализм стал доминировать в политике БДП внутри страны, диаспора за рубежом становилась все более фрагментированной и бессвязной. Опрос американцев индийского происхождения, проведенный Фондом Карнеги за международный мир в 2020 году, показал, что целых 69 процентов индуистов в Соединенных Штатах одобряют деятельность Моди на посту премьер-министра. Однако это сделали только 20 процентов мусульман и 34 процента христиан.

Демократы, участвовавшие в опросе, также с меньшей вероятностью одобряли Моди и БДП, чем республиканцы, и это также подтвердилось на Капитолийском холме. Когда Моди посетил Вашингтон с государственным визитом в прошлом году, горстка прогрессивных демократов публично выразила протест и пообещала бойкотировать его речь. Другая группа законодателей — во главе с представителем американцев индийского происхождения Прамилой Джаяпал — подписала публичное письмо , побуждающее президента Джо Байдена поднять вопросы прав человека с Моди.

В последнее время Нью-Дели оказался в противоречии с сикхами на Западе. Эта линия разлома привела к обвинениям в Канаде и США в том, что агенты правительства Моди были причастны к подготовке и осуществлению убийства лидеров сикхских сепаратистов.

Эта напряженность вряд ли исчезнет легко. И Китай, и Индия рассматривают свою диаспору как продолжение своей национальной безопасности. Драки с диссидентами внутри страны порождают стычки с диссидентами на Западе.

До сих пор реакция Запада на Индию резко отличалась от его реакции на Китай, но перед ним стоит и другая проблема. В течение многих лет Европа и Австралия продолжали стремиться к экономическому сотрудничеству с Китаем, несмотря на эту напряженность. Но с тех пор эти связи рухнули после того, как Пекин попытался использовать свой торговый профиль для давления на Европейский Союз и Австралию.

С Индией Запад стремился укрепить связи в области безопасности, в значительной степени для того, чтобы найти союзника, который мог бы уравновесить Китай в Индо-Тихоокеанском регионе. Эти связи включали не только передачу передовых оборонных технологий, но также обмен разведданными, обучение и совместные операции.

Но может ли такое сотрудничество в области безопасности сочетаться с желанием Нью-Дели расширить свои шпионские операции на Западе или следить за диссидентами за границей? Если США и их союзники почувствуют риск того, что Индия может использовать свою роль в этих информационных сетях для целей, которые не являются взаимоприемлемыми, это может поставить под угрозу связи безопасности Индии с Западом.

Напомним, шпионский скандал вызвал дипломатическую напряженность между Соединенных Штатов и Индией.

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!