FP: Политика США в Африке нуждается в срочной перезагрузке

Последние свидетельства того, что Вашингтону требуется новая политика в отношении Африки, проявились в Нигере. После многих месяцев интенсивной политической борьбы партнерство Соединенных Штатов с этой страной по вопросам безопасности, кажется, приходит к концу. После недавнего визита Молли Фи, помощницы госсекретаря США по африканским делам, и генерала Майкла Лэнгли, главнокомандующего Вооруженными силами США в Африке, военная хунта Нигера внезапно объявила окончание более чем десятилетнего сотрудничества в области подготовки и операционного партнерства. Источник: FP

Читайте также: Россия отправила в Нигер «военных инструкторов»

После того как новые режимы в Мали, Буркина-Фасо и Нигере вынудили французскую армию покинуть регион, американские военные теперь рискуют стать следующей жертвой в серии переворотов и насильственных восстаний, охвативших ряд стран на большой территории континента. Отступление американских войск из Нигера и закрытие финансируемых США авиабаз в его городах Ниамей и Агадез подвергнут опасности усилия Вашингтона по борьбе с транснациональными террористическими угрозами и другими источниками нестабильности в Северной и Западной Африке. Нельзя недооценивать влияние такого стратегического сдвига.

Однако, несмотря на серьезные неудачи в обеспечении безопасности и политической стабильности, регион также проявил признаки демократической силы, которую Вашингтон должен поддерживать как часть нового подхода к политике. 25 марта Сенегал избрал нового президента, Бассиру Диомайя Файе, 44-летнего лидера оппозиции и относительно малоизвестного политика. Теперь Сенегал может выйти из турбулентности, в которую страну погрузил уходящий президент Макки Салл, когда он попытался отменить выборы за три недели до их проведения, вызвав широкие домашние протесты и международную тревогу.

Однако 17 февраля сенегальский Верховный суд аннулировал отмену и приказал провести голосование «в ближайшее время». Регион готовился к тому, чтобы одна из самых важных демократий Африки погрузилась в авторитаризм, но вместо этого право и закон и активное гражданство привели к другому результату.

Стратегическим императивом для Соединенных Штатов является поддержка стран, которые способствуют демократии, таких как Сенегал, и предотвращение демократического отката, подобного тому, что произошло в Нигере. Многое стоит на карту: в течение 15 лет Африка прогнозируется как регион с самым большим населением трудоспособного возраста в мире, превзойдя как Китай, так и Индию. К 2050 году Африка будет содержать 25 процентов мирового населения, а Нигерия обогнет Соединенные Штаты и станет третьей по численности населения страной в мире. Сегодня Африка уже является домом для шести из десяти самых быстрорастущих экономик мира. Обилие природных ресурсов континента, включая редкоземельные минералы, являются не только источником потенциального огромного богатства, но также будут критически важны для продолжающейся технологической революции.

ОАЭ, Китай и Великобритания обещали наибольшие прямые иностранные инвестиции в Африку в 2023 году — до пяти раз больше, чем от источников из США. Соединенные Штаты должны, наконец, начать инвестировать в масштабах, соответствующих великому потенциалу континента, как это делают и их союзники, и их противники.

Вместо того чтобы преследовать общие стратегические цели в Африке, Вашингтон стремился к ограниченным партнерствам, в основном сосредоточенным на сотрудничестве в области безопасности, при этом мало делая для изменения системных факторов, порождающих нестабильность. Этот подход не сработал: насилие экстремистов, государственная неудача, вредное влияние иностранных держав и военное правление резко возросли, создавая угрозы безопасности для граждан США, уменьшая двустороннюю торговлю и питая миграционные проблемы, которые затрагивают партнеров США в Европе. Без более комплексной политики, которая придает приоритет безопасности, улучшению управления и созданию лучших экономических возможностей для обеспечения стабильности, Соединенные Штаты продолжат уступать влияние группам, таким как Исламское государство, которые стремятся использовать нестабильность в Африке в своих целях.

Один из срочных аргументов в пользу новой стратегии США заключается в том, что Африка стала глобальным эпицентром транснационального терроризма. В 2023 году на континенте пришлось почти половина смертей, связанных с терроризмом по всему миру, преимущественно в странах Сахеля, включая Нигерию. Возможно, нет страны, которая ощущала бы опасность насильственного экстремизма более остро, чем сосед Нигера, Буркина-Фасо, где бои между повстанческими силами и правительством привели к почти 8 000 смертям в 2023 году в ранее спокойной стране.

Это нарушение безопасности — прямое следствие практик исключительного правления. Множество исследований свидетельствует о том, что насильственный экстремизм распространяется, когда граждане не чувствуют, что их основные потребности удовлетворены; они не имеют возможности определить свое собственное будущее; и страдают от рук неответственных, коррумпированных и злоупотребляющих властью правительств. В местах, где центральное правительство не справляется, традиционные лидеры часто вмешиваются, чтобы заполнить этот разрыв, но в странах, таких как Мали и Нигер, повстанцы либо вовлекают в себя, либо убивают традиционных лидеров, чтобы захватить контроль над сельскими районами. В некоторых случаях повстанческие группы предпринимают управленческие функции — например, посредничество в конфликтах, область, в которой эти группы могут предоставлять брутальные, но критически важные услуги по правосудию, которые не предоставляют государственные акторы.

В то время как такие страны, как Центральноафриканская Республика и Мали, ищут новых союзников, российская группа наемников Вагнера использовала эту возможность, чтобы стать сомнительным, но желанным на местном уровне партнером по безопасности, несмотря на то, что она замешана в обвинениях в коррупции и нарушениях прав человека.

Несмотря на эти негативные события, есть основания надеяться, что реформы управления, необходимые для изменения ситуации в лучшую сторону, будут приветствоваться гражданами в Африке. Согласно независимой исследовательской сети Afrobarometer, демократия остается наиболее популярной формой правления в Африке, с поддержкой 66 процентов в 36 опрошенных странах. И хотя на первый взгляд может показаться тревожным, что 53 процента африканцев — и еще больший процент среди молодежи — поддерживают военное вмешательство в случае злоупотребления властью правительства, этот факт свидетельствует о том, что африканцы не готовы терпеть демократию только на словах. Она должна работать для них.

Читайте также: США меняют стратегию по решению войны в Судане

 

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!