AP: Как американский дипломат, шпионивший на Кубу, десятилетиями избегал внимания

Задолго до того, как карьерный американский дипломат Мануэль Роша был арестован по обвинению в том, что он на протяжении десятилетий был секретным агентом Кубы, было много тревожных сигналов. Источник: AP

Читайте также: Хорватия заявила об ответных мерах после высылки дипломата из Сербии по подозрению в шпионаже

Мануэль Роша был хорошо известен в элитных кругах Майами своей аристократической, почти царственной манерой поведения, которая казалась подходящей для карьерного американского дипломата, получившего образование в Лиге плюща и занимавшего высшие посты в Аргентине, Боливии, на Кубе и в Белом доме. «Посол Роша», как он предпочитал, чтобы его называли, требовал и пользовался уважением.

Поэтому бывший сотрудник ЦРУ Феликс Родригес сомневался в 2006 году, когда дезертировавший подполковник кубинской армии появился в его доме в Майами с поразительной наводкой: «Роша, — процитировал он слова этого человека, — шпионит в пользу Кубы».

Родригес, участвовавший во вторжении в залив Свиней на Кубу в 1961 году и казни революционера «Че» Гевары, считал в то время, что совет Роша был попыткой дискредитировать своего товарища по антикоммунистическому крестоносцу. Он сказал, что, тем не менее, передал сообщение перебежчика ЦРУ, которое было настроено столь же скептически.

«Никто ему не поверил», — сказал Родригес в интервью Associated Press. «Мы все думали, что это клевета».

Непонятно, как именно Роша мог быть завербован Кубой, но прокуроры говорят, что это произошло где-то в 1970-х годах, когда он еще получал ученые степени, а кампусы американских колледжей кишели студентами, симпатизировавшими левым взглядам.

В 1973 году, в год окончания Йельского университета, Роша отправился в Чили, где, по словам прокуроров, он стал «большим другом» кубинской разведки, Главного управления разведки (DGI). В том же году ЦРУ помогло свергнуть поддерживаемое Кастро социалистическое правительство Сальвадора Альенде, заменив его жестокой военной диктатурой.

Примерно в то же время Роша вступил в первый из трех своих браков с колумбийской женщиной старшего возраста, о которой он почти не говорил с друзьями и которая сейчас находится под пристальным вниманием на предмет возможных связей с Кубой, по словам тех, кого допрашивало ФБР. Агентству AP не удалось связаться с женщиной или найти какие-либо записи об их браке.

После поступления на дипломатическую службу в 1981 году одним из первых заграничных должностей Роша был в качестве офицера по военно-политическим вопросам в Гондурасе, где он консультировал контрас в их борьбе против поддерживаемых Кубой левых повстанцев в соседней Никарагуа.

В 1994 году он отправился в Белый дом, чтобы работать директором по межамериканским делам в Совете национальной безопасности, отвечая за Кубу. По словам Питера Корнблу, эксперта по национальной безопасности, который брал интервью у Роша для книги 2014 года, в том же году он написал меморандум «Выверенный ответ на кубинские реформы», в котором призвал администрацию Клинтона начать отмену торговых ограничений США.

По словам Корнблу, госсекретарь планировал объявить о пересмотре политики после промежуточных выборов в США. Но эта речь так и не была произнесена. Республиканские сторонники жесткой линии, взявшие под свой контроль Конгресс, в 1996 году приняли закон, ужесточающий эмбарго и блокирующий любые попытки улучшить отношения с Гаваной.

Из Вашингтона Роша был отправлен в Гавану, где он в течение двух лет занимал должность главного заместителя Секции интересов США. Это было опасное время – после того, как в 1996 году над Кубой был сбит пропагандистский самолет «Братья на помощь», в результате которого погибли четыре противника Кастро, – и DGI имел бы почти беспрепятственный доступ к дипломату.

Самое большое известное одолжение Роша Кубе, намеренное или нет, произошло во время его последнего и самого важного дипломатического поста в качестве посла США в Боливии, когда он вмешался в президентские выборы в стране, чтобы помочь протеже Кастро.

На мероприятии в посольстве в 2002 году Роша включил в свои тщательно подготовленные выступления предупреждение боливийцам о том, что голосование за наркоторговца (не столь завуалированная отсылка к кандидату в президенты, выращивавшему коку) Эво Моралесу, приведет к тому, что США отрежут все иностранные помощь.

«Я это хорошо помню. Мне было так неловко», — сказала Лилиана Айалде, коллега по дипломатической службе, которая позже работала послом США в Парагвае и Бразилии. «Я сказал ему, что послу неуместно произносить такие высказывания, когда выборы уже не за горами».

Реакция последовала незамедлительно. Боливийцы глубоко возмущались идеей вмешательства США в их выборы, а Моралес, который до этого был маловероятен, резко увеличился в опросах и почти победил. Три года спустя, когда он все-таки одержал победу, он назвал Рошу «лучшим руководителем своей избирательной кампании».

Сегодня Айялде задается вопросом, было ли последнее ура Роша в качестве офицера дипломатической службы актом самодиверсии, совершенным по указанию иностранной державы с целью еще больше подорвать позиции США в Латинской Америке, которую традиционно называют «задним двором Вашингтона».

«Теперь, оглядываясь назад, — сказала она, — все это было частью плана».

По словам Брайана Лателла, бывшего аналитика ЦРУ, еще в 1987 году, когда Роша уже несколько лет находился на подъеме, США узнали о кубинском «суперкроте», зарывшемся в вашингтонский истеблишмент.

Информацию предоставил Флорентино Аспиллага, который сбежал, возглавляя офис DGI в Братиславе, ныне столице Словакии.

Перед смертью Аспиллага в 2018 году он сообщил ЦРУ, что четыре десятка завербованных им кубинцев на самом деле были двойными агентами (или «болтаются» на шпионском языке), тщательно отобранными DGI для проникновения в правительство США. Лателл сообщил, что Аспиллага также говорил о двух весьма продуктивных шпионах внутри Госдепартамента.

Хотя Аспиллага не знал ни одного из их имен, это разоблачение потрясло ЦРУ.

«Одним из главных разоблачений Аспиллага было то, что сам Фидель Кастро в значительной степени служил начальником шпионской службы Кубы», — сказал Лателл.

Энрике Гарсия, перебежавший в США в 1990-х годах, также узнал о тайной шпионской сети, когда управлял кубинскими агентами в Латинской Америке. Он сказал, что документы, которые он видел, с пометками «Совершенно секретно» и «Госдепартамент» были настолько ценными, что их отправили прямо в резиденцию Кастро, минуя министра внутренних дел, курировавшего DGI.

«Я не сомневаюсь, что Роша был частью этой сети», — сказал Гарсия, который много лет назад рассказал ФБР о шпионской сети.

Джим Попкин, автор книги «Кодовое имя Синий Крапивник» об Ане Монтес, высокопоставленном американском чиновнике, когда-либо осужденном за шпионаж в пользу Кубы, сказал, что его источники в разведке недавно сообщили ему, что имя Роша было в коротком списке, по крайней мере, из четырех человек, возможные кубинские шпионы, которые находились в руках ФБР как минимум с 2010 года. AP не смогло это независимо подтвердить.

«ФБР знает о Роша уже десять лет», — сказал Попкин. «Вероятно, именно это вызвало интерес, который привел к его аресту годы спустя».

Питер Лапп, который курировал контрразведку ФБР против Кубы в период с 1998 по 2005 год и написал книгу о Монтес, «Королеве Кубы», сказал, что ему не известно, был ли Роша в поле зрения ФБР. Но он признал, что в иерархии национальной безопасности Куба часто отходит на второй план по сравнению с Россией, Китаем и более опасными угрозами.

Например, во время сообщения Родригеса в 2006 году о шпионаже Роша в пользу Кубы, следователи американской контрразведки были заняты войной США в Ираке, авиаударом, в результате которого был убит лидер Аль-Каиды Абу Мусаб аз-Заркави, а также спорными программами задержания и допроса за рубежом.

«Вы не получите повышение до высших чинов в контрразведывательном отделе ФБР, если сосредоточитесь на Кубе», — сказал Лапп. «Но это страна, которую мы игнорируем на свой страх и риск. Кубинцы не только хорошо разбираются в человеческой разведке, но и являются экспертами в передаче информации некоторым из наших крупнейших противников».

Напомним, что задержанному сотруднику Минюста и Госдепа США предъявили обвинения в шпионаже.

# # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!