Напряженность между Руандой и Бурунди угрожает региональной безопасности — RLI

Закрытие Бурунди границы с Руандой последовало за обвинением президента Бурунди Эвариста Ндайишимие в том, что Руанда стояла за недавним нападением на юге Бурунди, в ходе которого, как сообщается, боевики RED-Tabara убили мирных жителей. Это неудачное решение ограничит свободное перемещение людей и товаров между двумя странами и нарушает принципы регионального сотрудничества и интеграции Восточноафриканского сообщества. Источник: Институт Роберта Лансинга (RLI)

Читайте также: Бурунди закрывает границу с Руандой после обвинений в финансировании повстанцев

Напряженность в отношениях между Руандой и Бурунди возросла в последние месяцы из-за поддержки Бурунди вооруженных сил ДРК в войне против поддерживаемых Кигали повстанцев «М23».

Бурундийская вооруженная повстанческая группа, известная как RED-Tabara и базирующаяся в Южном Киву, восточное Конго, взяла на себя ответственность за нападение на посту на платформе X. Группа, отрицающая нападение на мирных жителей, заявила, что убила девять солдат и полицейского. Власти Бурунди считают RED-Tabara (Сопротивление верховенству закона в Бурунди) террористическим движением. Группа впервые появилась в 2011 году, и с 2015 года ее обвиняют в серии нападений в Бурунди. Президент Эварист Ндайишимие заявил, что RED-Tabara «кормится, укрывается, размещается и поддерживается с точки зрения логистики и финансовых средств… Руандой». Ндайишимие сообщил, что Бурунди уже два года безуспешно ведет переговоры с Руандой, добиваясь экстрадиции повстанцев.

Группа RED-Tabara возникла в 2015 году в ответ на кризис, потрясший Бурунди после спорного переизбрания тогдашнего президента Пьера Нкурунзизы. Оппоненты президента Бурунди Пьера Нкурунзизы заявили, что его заявка на переизбрание нарушает конституцию и Арушское соглашение, которое привело к окончанию гражданской войны в Бурунди в 2003 году, когда было подписано соглашение о прекращении огня. Власти Бурунди обвинили Руанду в поддержке боевиков и приветствии организаторов неудавшегося государственного переворота. Президент Руанды также раскритиковал решение Нкурунзизы баллотироваться на третий срок и обвинил его в укрытии руандийской повстанческой группировки (ДСОР). Кагаме (президент Руанды) — националист тутси, а Нкурунзиза — хуту, но в первые годы своего президентства он пытался направить развитие Бурунди в другом направлении, пытаясь выйти за рамки своего рода этнического измерения.

Предполагается, что группа состоит из бывших солдат, полицейских и демобилизованных бывших повстанцев. Ее «начальник штаба» Мельхиаде Биремба говорит, что ее цель — «выследить Нкурунзизу и его клику».

С его уходом будет сформировано переходное правительство, что приведет к свободным и заслуживающим доверия выборам. RED-Tabara разделяет «те же цели», что и оппозиционный альянс CNARED, но говорит, что «пути и средства, которые мы используем, разные». С тех пор группа обосновалась в регионе Южное Киву Демократической Республики Конго, на границе с Бурунди. В течение нескольких лет RED-Tabara совершали нападения на бурундийские силы, но в последние годы их активность сошла на нет, и о них почти забыли.

RED-Tabara — бурундийская вооруженная оппозиционная группировка, основной целью которой является свержение режима в Бурунди. Они также стремятся разрешить возвращение изгнанников после кризиса 2015 года. После неудавшегося переворота 2015 года президент Нкурунзиза провел чистку в армии. Эта политика непропорционально нацелена на тех, кто служил на стороне правительства во время гражданской войны в Бурунди (1993-2006 гг.). В этом конфликте правительство, состоящее преимущественно из тутси, боролось против повстанческих группировок, состоящих преимущественно из хуту, одна из которых стала нынешней правящей партией Бурунди, CNDD-FDD. Следовательно, большинство изгнанных и вступивших в ряды Форебу (Республиканские силы Бурунди) были этническими тутси. RED-Tabara называют военным крылом Движения за солидарность и демократию, возглавляемого Алексом Синдухидже.

Руанда отрицает свою причастность к нападению или связь с боевиками, базирующимися в нестабильной восточной части ДР Конго. Признаки потепления в отношениях между Бурунди и Руандой появились в октябре 2022 года с открытием границы между двумя странами после семилетнего перерыва.

Президент ДР Конго Феликс Чисекеди также обвинил Руанду в разжигании нападений боевиков на его правительство – обвинение, которое президент Руанды Поль Кагаме опроверг.

В августе прошлого года Бурунди направила солдат в восточное Конго в составе региональных сил, приглашенных Конго для борьбы с возрождением там повстанческой группировки «М23».

Закрытие и то, как оно было осуществлено, широко рассматривается как дипломатическая неудача со стороны Бурунди. Дипломатические нормы требуют, чтобы соседние страны были проинформированы о таких решениях заранее, чтобы избежать ненужной напряженности и способствовать созданию атмосферы сотрудничества.

Правительство Руанды заявило, что закрытие границы было «неудачным решением», которое нарушает принципы регионального сотрудничества и интеграции Восточноафриканского сообщества.

В 2015 году Бурунди закрыла границу с Руандой из-за политической напряженности, а затем из-за Covid-19. Семь лет спустя границы вновь открылись. Отношения между Руандой и Бурунди были натянутыми, несмотря на схожий язык, этнический состав и колониальную историю. Однако ситуация улучшилась с приходом к власти Ндайишимие в июне 2020 года, и границы между ними вновь открылись.

Внутренняя политическая и экономическая динамика в сочетании со спорным военным союзом страны с ДР Конго являются возможными причинами решения Бурунди закрыть сухопутную границу с Руандой.

Хотя у соседних стран не исключено возникновение недоразумений по какому-либо конкретному вопросу, важно, чтобы все усилия по их разрешению предпринимались посредством дипломатии.

Читайте также: Reuters: Более 1000 бурундийских солдат тайно дислоцируются в ДР Конго

# # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!