Соглашение сепаратистов Сомали с Эфиопией угрожает новым кризисом в Африке

Соглашение Эфиопии с отколовшимся регионом Сомалиленд, требующее доступа к порту в обмен на потенциальное признание суверенитета, может вызвать волнения на Африканском Роге. Сомали рассматривает это как посягательство на свой суверенитет. Источник: DW

Читайте также: «Министр обороны» Сомалиленда выступил против соглашения о доступе к морю с Эфиопией

При других обстоятельствах соглашение, заключенное между Эфиопией и отколовшимся регионом Сомалиленд, было бы относительно простым. Одна страна предоставляет своему соседу, не имеющему выхода к морю, доступ к морскому порту и, как следствие, к международной торговле, а взамен получает политическую премию. Но Сомалиленд — это всего лишь страна де-факто. А поскольку политической наградой стали не что иное, как шаги Эфиопии по признанию Сомалиленда в качестве суверенного государства, последовали серьезные последствия.

Правительство Сомали в Могадишо вызвало своего посла в Аддис-Абебу для консультации. В субботу президент Хасан Шейх Мохамуд подписал закон, аннулирующий соглашение. В сообщении в социальной сети он описал свой шаг как «иллюстрацию нашей приверженности защите нашего единства, суверенитета и территориальной целостности в соответствии с международным правом». С точки зрения Сомали, это сделало бы все дальнейшие шаги Эфиопии и Сомалиленда незаконными.

В эпицентре сделки находится коммерческий порт Бербера, который недавно был значительно расширен DP World, портовой логистической компанией, базирующейся в Объединенных Арабских Эмиратах.

Премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед уже несколько месяцев призывал к выходу к морю, и его риторика привела к опасениям нового спора с соседней Эритреей. Однако правительство Сомали в Могадишо, которое практически не контролирует северо-западную сепаратистскую провинцию, было удивлено, когда Эфиопия и Сомалиленд заключили соглашение в первый день Нового года.

Помимо использования порта для международной торговли, Эфиопия также хочет арендовать землю у Сомалиленда для строительства военно-морской базы. Взамен Сомалиленд получит эквивалентную стоимость акций Эфиопских авиалиний. Более того, правительство Абия обещает «провести глубокую оценку, чтобы занять позицию в отношении усилий Сомалиленда по получению признания».

Хотя формулировка соглашения оставляет много места для интерпретации, любая дипломатическая переоценка интересов Сомалиленда еще больше ослабит центральное правительство Сомали в Могадишо.

«Подписание меморандума о взаимопонимании перевернет отношения двух стран, вернув их к эпохе правления Сиада Барре», — заявил DW Сурафаль Гетахун, преподаватель политических и международных отношений в Университете Дире-Дава в Восточной Эфиопии.

«Это приведет весь регион к великому кризису. И это поставит под угрозу отношения между странами региона», — заявил он.

Сомали безуспешно пыталась отвоевать приграничный регион Огаден у Эфиопии во время 22-летнего правления Сиада Барре, который был диктатором Сомали до 1991 года.

В дополнение к полномасштабной войне 1977-78 годов Сомали разместила повстанческие формирования на территории, которая сейчас является сомалийским регионом Эфиопии.

Однако есть основания сомневаться в том, что Могадишо пойдет на вооруженное противостояние с Эфиопией, страной, военные расходы которой в три раза выше и которая входит в коалицию, борющуюся с боевой организацией «Аш-Шабаб» на территории Сомали.

«Что они могут сделать со своим большим соседом?» — спросил Медхан Тадесс, который читает лекции в Королевском колледже в Лондоне и Институте африканских народов в Париже.

«Они могут быть вовлечены в стратегии дестабилизации, работая с другими странами, такими как державы Персидского залива, вероятно, поддерживая роль ворот для эфиопских повстанческих группировок. Но главным образом, я думаю, их главным агентом будет международная дипломатия», — сказал Тадессе.

Сомали получила поддержку со стороны Европейского Союза, США и Африканского Союза, которые поддержали ее территориальную целостность.

По словам Тадессе, этот вопрос напрямую связан с региональной геополитикой, а именно с возглавляемой Саудовской Аравией инициативой безопасности, основанной в 2020 году совместно с другими странами Красного моря.

«И Объединенные Арабские Эмираты, и Эфиопия не являются его частью», — отметил Тадессе. «Произошла своего рода эволюция двух широких лагерей. И Эфиопия и Сомали не находятся в одном лагере».

ОАЭ играют активную роль во вмешательстве Саудовской Аравии в гражданскую войну в Йемене. ОАЭ удерживают влияние на юге охваченной войной страны, в основном через местные группировки.

Всего в 250 километрах южнее находится порт Бербера.

Имея другого союзника, ОАЭ увеличат свое влияние по обе стороны Аденского залива, ворот к глобальному торговому маршруту через Красное море и Суэцкий канал.

Как пояснил Тадессе, объединение с Эфиопией имеет смысл для ОАЭ по разным причинам.

«Они хотели внутренние районы. Они хотели получить этот доступ. Но более того, это еще и компонент безопасности. Это создание альянса. Эмиратам легко работать с Эфиопией в своих собственных интересах», — сказал Тадессе.

«И премьер-министр Эфиопии также заинтересован в сохранении власти любой ценой. Поэтому он ищет любую финансовую поддержку, и он может получить ее от ОАЭ», — добавил он.

Тадессе считает, что для Абия деньги и вооружение Эмиратов могут стать средством консолидации его власти на фоне сокращающейся экономики Эфиопии.

Улучшение доступа к морской торговле также может быть полезным в этой ситуации. В настоящее время Эфиопии приходится отправлять свои товары через Джибути.

Раньше портом также управляла эмиратская компания DP World, но в 2018 году Джибути отозвала лицензию; С тех пор этот вопрос оспаривался в нескольких судебных делах.

Читайте также: Завершение самой продолжительной миссии в Африке оставляет вакуум безопасности в Сомали

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!