Вшивая Горка: обнародованы биографии жильцов секретного дома СВР

На Гончарной улице, известной также как «Дом резидентов», проживают многие, связанные с СВР, россияне. Исторически улица носила имена, начиная от Вшивой Горки до революционера Володарского. Для строительства нового дома был уничтожен особняк Грачева. В 1999 году, при возведении дома, его жильцы занимали высокие позиции в СВР и служили в индийской резидентуре. Источник: The Insider

Один из первых, кто получил квартиру в этом доме, был Вячеслав Трубников, бывший директор СВР, который несколько лет под прикрытием журналиста шпионил в Индии, Бангладеш, Пакистане и Непале и имел неплохие оперативные показатели по вербовке местных политиков и журналистов. Через свою агентуру в этих странах «журналист» организовывал протесты против США и подбрасывал журналистам дезинформацию о секретных биолабораториях ЦРУ. 

После путча в 1991 г., Трубников затаился, а потом стал активно давать интервью и впоследствии занял руководящие позиции в СВР. Его назначение вызывало вопросы, учитывая его отношение к Ельцину и Козыреву. С приходом Путина на руководящие позиции были назначены другие лица, и Трубников был направлен в Индию. Сегодня в СВР продолжают работать люди, связанные с Трубниковым.

Вячеслав Трубников

Например, в центральном аппарате СВР сидит Александр Заболотный, а под «крышей» советника в российском посольстве в Нью-Дели еще недавно шпионил Сергей Боровик.

В «Доме резидентов» квартиру площадью 123,1 м² получил и Александр Медяник, заслуженный работник внешней разведки. Его отец Яков, известный как наставник Трубникова, поддерживал его карьерный рост. Александра Медяника, когда Путин избавился от ряда спецслужб, отправили работать в другое министерство. Там он проявил себя не с лучшей стороны, что привело к его увольнению.

Геннадий Новиков, сосед Медяника, также был связан с Трубниковым. Его сын Максим работал в известном банке и Рособоронэкспорте. Однако после определенных событий Максима переместили в другую организацию, благодаря поддержке отца он нашел работу в крупном банке.

Еще один резидент, Михаил Соков, проводил операции в Пакистане и был в команде Трубникова. После ухода в отставку он помог своим сыновьям найти работу в крупных компаниях: старшего Дмитрия пристроил в Сибур к олигарху Леониду Михельсону, а младший Максим стал работать в структурах Олега Дерипаски. В 2011 году во время посещения Саяно-Шушенской ГЭС Путин устроил Дерипаске разнос за чрезмерные финансовые аппетиты его топ-менеджеров. Досталось и Максиму Сокову, который потребовал многомиллионную компенсацию за увольнение из ОГК-3. В 2018 году у «оборзевшего» Сокова-младшего, занимавшего тогда пост президента En+ Group Plc, случилась очередная неприятность: ему пришлось добровольно уйти в отставку, чтобы Дерипаска смог избежать санкций Соединенных Штатов.

Максим Соков

Сейчас отношения между Россией и Индией не так радужны, как раньше. Местная контрразведка тщательно контролирует действия российских дипломатов, и около посольства постоянно находятся машины для обеспечения безопасности.

Заветные ордера на эксклюзивные квартиры также были предоставлены известным шпионам из европейских резидентур. Например, генерал-лейтенант Григорий Рапота из СВР, прослеживавший действия в США, Швеции и Финляндии, и его супруга Татьяна Самолис, которая использовала прикрытие корреспондента издания «Правда» (88,0 м²). Рапота был одним из лучших учеников шпиона Кима Филби и часто посещал его закрытые встречи в квартире на Трехпрудном переулке.

Григорий Рапота

В конце 90-х Рапота перешел из разведки в Рособоронэкспорт, а позже занимал ряд высоких постов. Однако его международная репутация пошатнулась из-за санкций со стороны различных стран. Его сын Максим работал в Внешэкономбанке и затем был переведен в отцовскую компанию, Ростехнологии.

Другой высокопоставленный спецслужащий, Леонид Решетников, участвовал в попытке переворота в Черногории. В этом инциденте были задействованы различные группы, включая казаков и кадровых офицеров. После задержания россиян, организовавших переворот, скандал разразился такого масштаба, что в Белград был направлен секретарь Совбеза для разрешения инцидента.

Генерал Решетников, руководивший Российским институтом стратегических исследований (РИСИ), был уволен после инцидента и стал работать в коммерческих структурах Константина Малофеева. В настоящее время он занимает должность в Московском государственном институте культуры, где часто высказывает свои исторические взгляды.

Дочь генерала, Майорова, получившая образование в школе при советском посольстве в Болгарии, затем прошла обучение в Академии ФСБ и, возможно, работает в болгарском направлении ФСБ. Ее старшая сестра Елена занимается проектом «Русский Лемнос» и работает в благотворительном фонде. Проект «Русский Лемнос» раньше проводил мероприятия на греческом острове Лемнос, где российским детям рассказывали о «злобных англосаксах». Сейчас подобные мероприятия проводятся в России. Например, в 2023 году в музее императора Николая II прошла лекция на тему «Бандеровские мифы». Эти проекты финансируются из различных источников, включая Фонд президентских грантов и возможно, из кармана Малофеева.

Генерал Решетников с дочерью Еленой

Генерал Валерий Розанов отметился новосельем в просторной квартире. Он был известен как выдающийся аналитик и часто слушались его мнения в различных структурах. Однако его прогнозы часто оставались неосуществленными, например, предсказание о передаче власти Матвиенко. Кроме того, он активно обсуждал события в Украине в социальных сетях.

Его сын, Всеволод, работал в крупных компаниях, а внук Федор получает образование в Московской школе экономики.

Еще один бывший резидент КГБ, Николай Грибин, переехал в другую квартиру. После загранкомандировки он возглавил 3-е европейское управление, курировавшее Британию, Австралию, Ирландию, Новую Зеландию и страны Скандинавии. В 1985 году Грибина сняли с должности, поскольку он проморгал в лондонской резидентуре Олега Гордиевского, работавшего на разведку Британии.

Генерал Сергей Лабур, работавший в Оттаве, тоже стал обладателем роскошной квартиры. Его работу иногда критиковали, но благодаря поддержке влиятельных людей он продолжал карьеру. Его сын и внучка также нашли себе место в российских компаниях.

Выходцы из ближневосточных отделений КГБ получили несколько престижных квартир. В одной из них (79,1 м²) обосновался генерал Болатбек Джетпысбаев, который шпионил в Иордании и занимал руководящие должности в разведке. После распада СССР он руководил операциями в различных странах Ближнего Востока.

Еще один специалист по региону, Ростислав Ющук (82,2 м²), начинал свою карьеру в Аммане, а позже перешел в центральный офис разведки, где работал с ключевыми странами региона. В 1992 году его направили «открытым» резидентом СВР в Лондон, и он там больше занимался представительскими делами и устраивал ресторанные посиделки для делегаций из Москвы. После ухода на пенсию Ющук занимался благотворительностью и консультировал компании по вопросам безопасности.

Полковник Юрий Зевакин получил наименьшую из квартир (69,0 м²). В свое время он шпионил в Париже под прикрытием секретаря постоянного представительства СССР при ЮНЕСКО, однако его вычислила французская контрразведка и объявила персоной нон грата. После этого он продолжил служить в центре разведки и затем возглавил определенное направление в СВР.

Ранее сообщалось, что недавние меры по выдворению российских дипломатов-шпионов и провал операций в Европе демонстрирует деградацию работы спецслужб РФ. Дефицит кадров вынуждают Москву «под прикрытием» искать агентов за рубежом, в том числе среди украинских госслужащих.

# # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!