FP: Референдум в Чаде может привести к новому госперевороту

В воскресенье Чад проводит конституционный референдум, результаты которого могут еще больше дестабилизировать ситуацию в Сахеле. Избиратели решат принять или отвергнуть новую конституцию, которая, по словам оппонентов, не так уж отличается от конституции старой диктатуры, которая концентрировала власть в руках главы государства. Источник: Foreign Policy

Голосование, организованное лидером хунты генералом Махаматом Идрисом Деби, отдает предпочтение унитарному государству, а не федералистскому варианту, который предпочитают более 300 оппозиционных партий Чада.

Политические аналитики Дэниел Эйзенга и Кэти Ноджимбадем охарактеризовали референдум как последний шаг Деби к «управлению» якобы демократическим переходом и сохранению «династии» своей семьи, когда он будет баллотироваться на президентских выборах в следующем году.

В октябре Вашингтон заявил, что разделяет с хунтой обеспокоенность тем, что рекомендации национального диалога представляют собой «монополию власти в действующей исполнительной власти».

Предлагаемый новый документ продолжит наследие его отца, бывшего президента Идрисса Деби Итно, который — в течение более чем трех десятилетий тоталитарного правления — переделывал конституцию каждый раз, когда его двухлетний срок истекал.

При поддержке Франции Деби вступил в должность и приостановил действие конституции после смерти Итно в мае 2021 года, которая произошла в бою во время борьбы с повстанцами. Продемократические протесты в октябре прошлого года, которые совпали с крайним сроком обещанного Деби 18-месячного переходного периода, были жестоко подавлены. По оценкам, полиция убила 128 человек и ранила более 500. Впоследствии сотни людей были заключены в тюрьму за «несанкционированное собрание».

Тогда график перехода Деби зависел от инклюзивного национального диалога, сосредоточенного на новой конституции и политической реформе. Организаторы, созванные в августе 2022 года, были выбраны Деби и имели ограниченные возможности для подлинного диалога с оппозиционными группами. Результатом стало продление на два года срока действия переходного правительства Деби и положение, дающее ему право баллотироваться на будущих выборах. Созданная в январе Комиссия по организации конституционного референдума также состояла из членов правящей партии.

Некоторые оппозиционные группы призвали чадцев бойкотировать референдум или проголосовать против. Они утверждают, что унитарное государство Чада представляет собой «династическую систему», которая не смогла улучшить страну, и что федерация позволит обеспечить более автономное развитие различных регионов. Правозащитные группы обвинили хунту в запугивании и подавлении оппозиции и СМИ в преддверии воскресного референдума.

В Чаде возможен сценарий, напоминающий недавние события в соседнем Габоне. Как сообщает журнал Economist, «дворцовый переворот может представлять для Деби большую угрозу, чем урна для голосования. … Его сводные братья почти наверняка имеют свои президентские амбиции. Он также взъерошил перья, отправив в отставку множество генералов».

Деби сталкивается с множеством угроз. В соседнем Судане его обвиняют в том, что он позволил Объединенным Арабским Эмиратам доставлять грузы через Чад военизированным силам быстрой поддержки (RSF).

Члены правящего внутреннего круга Чада, включая покойного отца Деби, происходят из неарабской этнической группы загава, которая составляет небольшой процент от общей численности населения Чада. Предполагаемый союз правительства с ОАЭ поставил Деби на путь столкновения с элитой Загавы. Политически влиятельный клан Чада ожидал, что Деби поддержит дарфурские этнические ополченцы загава в борьбе с RSF за нападения и убийства неарабских общин Дарфура.

Он сталкивается с недовольством внутри своей армии, а также с угрозами со стороны повстанцев, поддерживаемых Россией. Спецслужбы США предупредили хунту Чада, что наемники из Группы Вагнера помогают чадским повстанцам, базирующимся в Центральноафриканской Республике, в попытке свергнуть Деби.

Все эти факторы повышают риск нестабильности для последнего оставшегося союзника Франции в Сахеле. После того как французские войска были изгнаны из Мали и Нигера, Париж перенес свои операции против джихадистов в Чад. В прошлом месяце парламент Венгрии одобрил отправку в Чад до 200 солдат.

Страна является ключевым гуманитарным центром для беженцев, спасающихся от войны в Судане, и надвигается голодный кризис, поскольку Всемирная продовольственная программа ООН не имеет достаточно денег, чтобы продолжать кормить беженцев. Почти полмиллиона суданцев пересекли границу с Чадом с тех пор, как в апреле началась борьба за власть между конкурирующими суданскими генералами.

Вдобавок к пороховой бочке, растут антифранцузские настроения и все чаще призывают к выводу французских войск. Орджей Абдерахим Чаха, президент оппозиционной партии «Объединение за справедливость и равенство», обвинил Деби в использовании французских солдат для сохранения своей власти. Протесты вспыхнули в сентябре после того, как медсестра французской армии застрелила чадского солдата, который, как сообщается, напал на него со скальпелем на французской военной базе. Силы безопасности не позволили местным жителям штурмовать базу, открыв огонь, ранив по меньшей мере 15 человек, включая женщин и детей.

Мир стал свидетелем конечного результата аналогичных сценариев, которые разыгрывались по всей Африке за последние два года. Терпимость к недемократическим режимам со стороны региональных органов Африки, а также со стороны международных правительств, способствовала откровенному авторитаризму посредством государственных переворотов, которые стало практически невозможно повернуть вспять.

Возобновление европейской военной помощи знаменует собой потепление отношений между хунтой и ЕС. Это происходит в то время, когда власти Чада за последние недели предприняли ряд жестов открытости по отношению к горстке деятелей оппозиции.

Правительство Чада хранит молчание в отношении войны в Судане, потому что ситуация все еще остается неопределенной, но захват власти нерегулярными силами, в которых участвуют многие арабы с чадско-суданской границы, станет угрозой стабильности Чада. Командующий RSF, который также был частью повстанцев, терроризировавшие Дарфур, имеет прочные связи с чадскими элитами и важными сетями в стране. Личный начальник штаба президента Деби является прямым двоюродным братом Хемети, а его клан Ризейгат переехал в Дарфур из Чада.

# # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!