Какой должна быть стратегия безопасности США в Черном море

Американская общественность получила первые ведомости о том, какой будет стратегия администрации Байдена по безопасности в Черном море в октябре, после того, как помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Джеймс О’Брайен выступил перед сенатским комитетом по международным отношениям. Стратегия охватывает пять секторов и, если США приложат усилия, может стать успешной.

Выступая перед комитетом Сената по международным отношениям, О’Брайен изложил пять столпов будущей стратегии: расширение двустороннего и многостороннего взаимодействия; сотрудничество в области региональной безопасности, подкрепленное расширенным присутствием НАТО; экономическое сотрудничество; энергетическая безопасность; и демократическая устойчивость.

Для наблюдателей за Черным морем, обеспокоенных десятилетиями безразличия или неоднозначных взглядов США в отношении этого критического региона, двухпартийные усилия по решению проблемы растущей нестабильности в условиях российской агрессии приветствуются. Слишком долго риторика о стратегической важности Черноморского региона для европейской безопасности и национальных интересов США не приводила к серьезным действиям. Полномасштабное вторжение президента России Владимира Путина в Украину в 2022 году повысило ставки и повысило срочность действий западных лидеров. Хотя усилия, лежащие в основе стратегии администрации Байдена, могут быть хорошим началом, слабо определенная стратегия не обязательно означает положительное влияние на местах — еще многое предстоит сделать. Для ассигнований потребуется одобрение Конгресса, некоторые члены которого становятся все более скептичными и демонстрируют усталость от войны в Украине, а их внимание разделено ухудшающимися условиями на Ближнем Востоке и растущими угрозами Китая в Южно-Китайском море. Соединенные Штаты находятся на пороге года выборов, в течение которого внешнеполитические дискуссии, скорее всего, будут искажены внутриполитическими конфликтами или отложены.

Другими словами, не стоит ожидать увидеть что-либо существенное в стратегии безопасности Черного моря до 2025 года.

Возможно, еще более сложной задачей будет то, что необходимо будет также заручиться поддержкой региональных игроков Черноморского региона, печально известной разнообразной и противоречивой группы стран. Несмотря на временное объединение из-за страха перед Россией, это единство может оказаться недолговечным. Поддержку, особенно со стороны крупных региональных игроков, таких как Украина, Румыния и Турция, нельзя проигнорировать. Турция контролирует проливы в Черном море и из него и, таким образом, сохраняет значительное военное и политическое влияние за пределами своих границ. Любую широкую стратегию региональной безопасности без молчаливого согласия Анкары будет практически невозможно реализовать.

Черноморские государства-члены НАТО – Болгария, Румыния и Турция – безусловно, выиграют от повышенного внимания США к безопасности Черноморского региона.

Однако эти страны уже пользуются защитой статьи 5 НАТО, а Россия старательно воздерживается от любых открытых военных действий против члена НАТО. Украина, хотя и не является членом НАТО, получила значительную поддержку со стороны Вашингтона и доказала, что может конкурировать с Россией на поле боя. Более того, поскольку Киев удерживает Россию от доступа к другим регионам Европы, он будет продолжать получать поддержку Запада. Меньшие государства Черноморского региона, не входящие в НАТО, могут остаться позади. Соединенным Штатам следует уделять им особое внимание. Молдова находится под огромным давлением со стороны Кремля, в то время как Грузия также остается уязвимой. Армения сейчас переоценивает свои тесные связи с Россией и рассматривает возможность более тесных отношений с Западом. Любая попытка Еревана покинуть орбиту Москвы вызовет жесткую реакцию Кремля. Особые потребности Азербайджана — ключевого источника европейской нефти и газа и главного конкурента России — также должны учитываться.

Кроме того, будет важно защитить свободу судоходства в Черном море, особенно в условиях присутствия морских мин и атак БПЛА на суда.

Вероятно, наиболее многообещающими являются основы стратегии в области экономики и энергетической безопасности.

Стратегия должна включать сильный компонент частного сектора; при реализации этой стратегии Вашингтон должен предложить поддержку и стимулы американским компаниям, желающим выйти на рынок региона. Более того, страны региона должны продемонстрировать хорошее управление и предложить равные условия для того, чтобы эти внешние инвестиции материализовались.

В своих показаниях О’Брайен подробно рассказал о проекте «Феникс» — партнерстве между Румынией и Соединенными Штатами, призванном повысить энергетическую безопасность региона. О’Брайен сообщил, что Корпорация финансирования развития и Экспортно-импортный банк США подписали заявления о заинтересованности на общую сумму четыре миллиарда долларов «на развертывание проекта небольшого модульного реактора в Румынии». В то же время прибрежные государства работают над повышением собственной энергетической безопасности, например, реализуя морские энергетические проекты в водах Болгарии, Румынии и Турции .

Тем не менее, Россия полна решимости сохранить свое энергетическое доминирование и, склонная к операциям по оказанию вредоносного влияния, скорее всего, попытается сорвать усилия Соединенных Штатов по оказанию помощи прибрежным государствам Черного моря. США и их региональные союзники должны быть готовы к эффективному стратегическому коммуникационному ответу, если Россия развяжет операции вредоносного влияния, включая кампанию стратегической дезинформации, призванную остановить проект «Феникс». Подобные кампании, возможно, не являются беспрецедентными, поскольку некоторые европейские чиновники подозревают (хотя и без четких доказательств), что Россия помогала финансировать протесты против проектов Chevron в Литве и Румынии в 2010-х годах.

Любая стратегия, не ориентированная на долгосрочную перспективу, адекватное финансирование и коммуникационную кампанию, подчеркивающую, что регион открыт для бизнеса, в конечном итоге потерпит неудачу.

Попытка Соединенных Штатов серьезно отнестись к стратегии безопасности на Черном море потребует постоянной настойчивости, терпения и богатства, чтобы добиться успеха. В конечном счете, оно того стоит.

Арнольд К. Дюпюи — старший научный сотрудник Атлантического совета в Турции, преподаватель Школы последипломного образования ВМС США и председатель SAS-183 Организации НАТО по науке и технологиям «Возможности энергетической безопасности, устойчивости и оперативной совместимости».

Источник

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!