«Враги повсюду»: как Си Цзиньпин провел «сталинские чистки» в ближайшем окружении

Что-то неладно при императорском дворе председателя Си Цзиньпина.

В то время как мир отвлечен войной на Ближнем Востоке и в Украине, в сверхсекретной политической системе Китая проходит сталинская чистка, имеющая глубокие последствия для мировой экономики и даже для перспектив мира в регионе

Сигналы, исходящие из Пекина, безошибочны, даже несмотря на то, что службы безопасности Китая ужесточили репрессии до тоталитарного уровня, что делает практически невозможным узнать, что на самом деле происходит внутри страны.

Необъяснимое исчезновение и увольнение министров иностранных дел и обороны Китая — сторонников Си Цзиньпина, которые были выбраны и повышены всего за несколько месяцев до того, как они пропали без вести в начале этого года — это лишь два примера.

В число других громких жертв входят генералы, отвечающие за китайскую программу создания ядерного оружия, и некоторые высокопоставленные чиновники, курирующие китайский финансовый сектор.

Некоторые из этих бывших помощников Си Цзиньпина, очевидно, умерли в заключении.

Еще одним зловещим признаком является безвременная смерть Ли Кэцяна, недавно вышедшего в отставку премьер-министра Китая (№ 2 в коммунистической иерархии), который предположительно умер от сердечного приступа в бассейне в Шанхае в конце октября, несмотря на то, что пользовался одними из лучших в мире медицинских услуг. После его смерти Си Цзиньпин приказал существенно сократить публичный траур по своему бывшему сопернику. В сознании многих в Китае «сердечный приступ в бассейне» имеет тот же смысл, что и «выпадение из окна» для российских аппаратчиков, которые злят или оскорбляют Владимира Путина.

С начала своего правления в 2012 году бесконечные чистки Си Цзиньпина устранили миллионы чиновников — от высокопоставленных «тигров» Коммунистической партии до скромных бюрократических «мух», если использовать терминологию Си Цзиньпина.

Но нейтрализуемые сегодня должностные лица являются не членами враждебных политических фракций, а лоялистами из внутреннего кольца собственной клики Си, что приводит к серьезным вопросам относительно стабильности режима. При такой лихорадочной атмосфере в Пекине существуют опасения, что изолированный и параноидальный председатель Си может прогадать, спровоцировать вооруженный конфликт с одним из своих более слабых соседей или даже начать полномасштабное вторжение на Тайвань.

Враги повсюду

Политические землетрясения, прокатившиеся по бывшему имперскому руководящему комплексу Чжуннаньхай, усугубляют и без того тяжелое состояние китайской экономики.

«Мы видим Китай, которому бросают вызов; старение общества, демография, серьезный жилищный кризис, замедление экономического роста, неожиданная безработица, потому что молодое поколение, покидающее университеты, больше не находит подходящей работы в частном секторе», — заявила президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, которая направляется в Пекин.

Вскоре после того, как он стал председателем Коммунистической партии в 2012 году, Си начал чистку своих реальных и предполагаемых врагов в рамках «антикоррупционной» кампании, которая так и не закончилась.

Сотни старших офицеров Народно-освободительной армии (НОАК), а также тысячи высших партийных чиновников были арестованы, исчезли или «покончили с собой» (доведены до самоубийства или были убиты при обстоятельствах, похожих на самоубийство). Бенефициарами этой многолетней чистки стали провинциальные бюрократы, которые работали с Си Цзиньпином в начале его карьеры и чья главная квалификация — безоговорочная лояльность «народному лидеру».

Мальчики из маленького городка

Эти бывшие чиновники из маленьких городков теперь составляют большинство в Постоянном комитете Политбюро, которое обладает высшей властью в Китае.

Одной из таких лояльных фигур был Цинь Ган, бывший представитель Министерства иностранных дел Китая, чья карьера взлетела до небес после того, как он стал главным офицером протокола Китая и курировал большую часть взаимодействий председателя Си с иностранными высокопоставленными лицами в период с 2014 по 2018 год. После непродолжительного пребывания на посту заместителя министра иностранных дел Цинь был назначен послом в Вашингтоне в июле 2021 года и министром иностранных дел всего через 18 месяцев — уникальный рост, который китайские чиновники объяснили его близостью и личным расположением к «основному лидеру».

25 июня этого года, всего через шесть месяцев после вступления в должность министра, Цинь провел встречи в Пекине с министрами иностранных дел Шри-Ланки и Вьетнама, а также заместителем министра иностранных дел России Андреем Руденко.

Затем он исчез.

По словам нескольких человек, имевших доступ к высокопоставленным китайским чиновникам, настоящая миссия Руденко в Пекине заключалась в том, чтобы проинформировать Си Цзиньпина о том, что его министр иностранных дел и несколько высших офицеров НОАК были скомпрометированы западными спецслужбами.

После его исчезновения появились мрачные истории о романе Циня с репортером китайской телекомпании Phoenix TV по имени Фу Сяотянь, от которой у него якобы родился сын, который является гражданином США.

Эти истории широко распространились в Интернете с очевидного согласия китайских киберцензоров.

Фу училась в Кембриджском университете, традиционном месте вербовки британских спецслужб, и впервые встретила Циня более десяти лет назад, когда ее направили в китайское посольство в Лондоне.

В 2016 году Черчилль-колледж, альма-матер Фу в Кембридже, назвала сад в ее честь в благодарность за «очень редкую… серию щедрых подарков», общая сумма которых, как сообщается, составила не менее 250 000 фунтов стерлингов.

Перед исчезновением министра иностранных дел Фу почти назвала Цинь отцом своего ребенка в социальных сетях.

Затем, в апреле, она улетела обратно в Пекин на частном самолете, зафрахтованном правительством, и с тех пор о ней ничего не было слышно.

Ракетные силы

Источники сообщили о причастности Циня к гораздо более серьезному скандалу, в котором замешаны министр обороны и генералы, командовавшие «ракетными силами» Китая, курирующими программу создания ядерного оружия страны.

Почти в то же время, когда пропал Цинь, исчезли также главный командующий ракетными войсками Ли Ючао, его заместитель Лю Гуанбинь и бывший заместитель Чжан Чжэньчжун.

По сообщениям государственных СМИ, несколько других высокопоставленных и бывших офицеров сил также были задержаны, и по крайней мере один бывший заместитель командующего умер от неустановленной болезни.

Пропавшие командиры в конечном итоге были официально уволены и заменены офицерами ВМФ и ВВС, что является очень редким явлением, поскольку высшие командиры ракетных войск почти всегда получали повышение внутри службы.

Вскоре после того, как чистка ракетных войск была официально признана, Ли Шанфу, человек, которого Си назначил министром обороны Китая в марте этого года, также исчез. О его официальном увольнении было объявлено в конце октября. Еще больше интриги добавило краткое сообщение государственных СМИ за день до того, как Цинь был официально отстранен от должности министра иностранных дел в июле. В нем говорится, что Ван Шаоцзюнь, с 2015 года командующий подразделением Центральной гвардии, которое защищает высших руководителей и курирует личную охрану Си Цзиньпина, умер тремя месяцами ранее из-за «неэффективного медицинского лечения».

Программа ядерного оружия Китая значительно расширилась в последние годы, и, по словам людей, имеющих доступ к высокопоставленным китайским чиновникам, послание российского заместителя министра Руденко Си Цзиньпину содержало утверждения о том, что Цинь и родственники высших офицеров ракетных войск помогли передать китайские ядерные секреты западным спецслужбам.

Двое из этих людей утверждают, что Цинь умер в результате самоубийства или пыток в конце июля в военном госпитале в Пекине, где лечат высших руководителей Китая.

Враждебные силы

Учитывая непрозрачность китайской системы, невозможно окончательно подтвердить эти сообщения, и китайское правительство не комментирует внутреннюю работу Коммунистической партии.

Высокопоставленные представители западной разведки отказались комментировать или обсуждать этот вопрос, когда их спросили о чистках в Китае.

Но сенсационный характер самих заявлений ясно показывает лихорадочную паранойю, охватившую Пекин.

Случайно или намеренно, это настроение обострилось летом, когда директор Центрального разведывательного управления США Бернс заявил, что ЦРУ «добилось прогресса» в восстановлении своей сети в Китае и имеет «сильный потенциал человеческой разведки» в стране.

Эта паранойя распространяется на все сферы бюрократии и экономики и, похоже, запятнала любого, кого считали слишком вестернизированным или слишком близким к «враждебным западным силам».

Один высокопоставленный китайский финансовый чиновник, который свободно говорит по-английски и регулярно участвует в международных конференциях, сообщил POLITICO по электронной почте, что он больше не может присутствовать на предстоящем мероприятии за пределами Китая и не может разговаривать по телефону. Он присоединился к десяткам высокопоставленных финансовых чиновников, которые были отстранены от должности в последние месяцы, часто после обвинений в коррупции.

Соратник этого чиновника сообщил, что в настоящее время его расследуют за то, что он «слишком близок к Америке» и «возможно, шпион».

Кажется, это неизбежная судьба любого, кто слишком активно взаимодействует с иностранцами, и это должно послужить предупреждением тем, кто все еще верит, что Китай открыт для бизнеса с Западом.

Источник

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!