The Economist: Латинская Америка стала плацдармом для российских шпионов

За последние 18 месяцев подозреваемые российские шпионы были обнаружены в Европе, от Нидерландов до Норвегии и от Швеции до Словении. У многих есть что-то общее: связь с Америкой. Аресты показывают, что Латинская Америка остается, как и во время холодной войны, плацдармом для российских шпионов, которые продолжают шпионить за Соединенными Штатами и Европой. Источник: The Economist

Читайте также: Китай развернул операцию влияния в Латинской Америке

Возьмем, к примеру, Виктора Мюллера Феррейру, бразильца, который прибыл в Гаагу в апреле 2022 года, чтобы пройти стажировку в Международном уголовном суде, но был немедленно депортирован. Им оказался Сергей Владимирович Черкасов, «нелегал» — офицер разведки, работающий под вымышленным именем, а не под дипломатическим прикрытием — ГРУ.

Норвегия арестовала Хосе Ассиса Джаммарию, бразильского академика, окончившего в октябре того же года канадский университет. Это был Михаил Микушин, тоже офицер ГРУ. В декабре Словения задержала Марию Майер и Людвига Гиша, аргентинскую пару в Словении, которые на самом деле были членами СВР. В январе исчез Герхард Даниэль Кампос Виттих, австрийско-бразилец, живущий в Рио-де-Жанейро. Он был неким господином Шмыревым и тайно женился на Ирине Шмыревой, еще одном офицере ГРУ, которая сама выдавала себя за Марию Цаллу, мексиканку из Афин.

Российские шпионы уже давно рассматривают Америку как хорошее место для отмывания денег, то есть создания ложной личности для таких офицеров под глубоким прикрытием. Конон Молодой сделал успешную шпионскую карьеру в Великобритании под именем Гордона Лонсдейла, якобы канадского бизнесмена, с 1953 по 1961 год. Когда в 2010 году Соединенные Штаты выявили дюжину нелегалов, один из них заявил, что он перуанец уругвайского происхождения, а еще четверо — канадцы.

«На протяжении многих лет Канада была местом, где можно было получить паспорт», — говорит Кевин Риле из Университета Брунеля в Лондоне, который большую часть своей карьеры проработал аналитиком контрразведки ФБР. Паспорта страны не только было легко получить, но и позволяли легко путешествовать в Соединенные Штаты и Европу. В Канаде также не было централизованного ведения учета, объясняет Стефани Карвин из Карлтонского университета в Оттаве, что позволяло легко установить личность мертвых канадских младенцев.

Позже Канаде было «пристыжено» за то, что она усилила безопасность своих паспортов, что усложнило получение поддельных документов и подтолкнуло Россию обратить свой взор на юг, говорит Риле. Вероятно, поэтому «сейчас мы видим так много латиноамериканских [нелегалов]». Одной из причин привлекательности также является более высокий уровень коррупции в Латинской Америке. Черкасов хвастался, что подкупил бразильца, предположительно местного чиновника, ожерельем за 400 долларов для получения гражданства, свидетельства о рождении и водительских прав — и все это без предъявления каких-либо документов, удостоверяющих личность.

Латинская Америка также привлекательна для шпионов, базирующихся в российском посольстве – в резидентуре, на шпионском жаргоне. Это потому, что в регионе полно американцев – чиновников и других лиц, – о деятельности которых россияне хотят знать. «Существует богатый пул целей», — говорит Дуэйн Норман, который был руководителем оперативного отдела ЦРУ в Латинской Америке. Генерал Глен ВанХерк, глава Северного командования Америки, в прошлом году заметил, что в Мексике больше членов ГРУ, чем в любой другой зарубежной стране.

Офицеры российской разведки также могут действовать в Латинской Америке с меньшим контролем, чем в Европе или США. Десять-двадцать лет назад, говорит Норман, это происходило главным образом потому, что местные разведывательные службы, за некоторыми исключениями, были плохо обеспечены ресурсами и неопытны. Технологии сделали их более способными. Даже более мелкие и бедные службы, по словам Нормана, могут использовать дешевые или общедоступные инструменты для проведения «довольно сложных контрразведывательных операций».

Но они не могут использовать их для искоренения российских шпионов. Многие латиноамериканские службы относятся к российскому мошенничеству с благожелательным пренебрежением. Полиция Бразилии в конечном итоге расследовала деятельность Черкасова и сотрудничала с Соединенными Штатами, передав его электронное оборудование. Но правительство отклонило американский запрос об экстрадиции россиянина и сократило ему срок наказания с 15 до пяти лет. Аргентинская и бразильская разведка политизированы, и старшие офицеры разведки часто заменяются, когда к власти приходят новые правительства.

Вскоре проблема может усугубиться. В прошлом году более 600 подозреваемых сотрудников российской разведки были высланы из посольств в Европе. Многие из них уже появляются по всей Латинской Америке.

Напомним, Министерство внутренних дел Кубы ведет работу по ликвидации сети вербовки, действующей из России. Ее задачей было привлечение кубинских граждан, проживающих как в России, так и на Кубе, в ряды ВС РФ для участия в войне против Украины.

# # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!