Саммит в России обслужит интересы элит Африки, но не ее народа — СМИ

В саммите Россия-Африка 2019 года приняли участие 43 главы африканских государств. Они возлагали большие надежды на то, что Россия станет новым источником инвестиций и торговли для континента. Президент России Владимир Путин пообещал удвоить товарооборот России с Африкой за пять лет до 40 миллиардов долларов. Источник: Sabcnews

С тех пор торговля России с континентом сократилась до 14 миллиардов долларов. Он однобокий: Россия экспортирует в семь раз больше, чем импортирует из Африки. Кроме того, 70% этой торговли сосредоточено всего в четырех странах: Египте, Алжире, Марокко и Южной Африке.

Россия очень мало инвестирует в Африку. На его долю приходится 1% прямых иностранных инвестиций, направляемых на континент. Маврикий является более крупным источником прямых иностранных инвестиций для Африки. Кроме того, валовой внутренний продукт России сократился с 2,3 трлн долларов в 2013 году до 1,8 трлн долларов в 2021 году.

Несмотря на эти сокращающиеся экономические связи, влияние России в Африке с 2019 года быстро расширилось. Россия направила войска на континент и стала доминирующим внешним партнером в нескольких странах. Российские дезинформационные кампании как минимум в 16 африканских странах формируют информационную среду на континенте.

Во многом это было достигнуто за счет нерегулярных средств. К ним относятся поддержка изолированных авторитарных режимов за счет «ЧВК Вагнера», вмешательства в выборы, дезинформации и сделок «оружие в обмен на ресурсы».

Каждая из этих тактик является дестабилизирующей для принимающей страны.

Как и ожидалось, половина из двух десятков африканских стран, на которые активно оказывает влияние Россия, находится в состоянии конфликта. Аналогичным образом Россия подрывает операции ООН в африканских странах, где Москва борется за влияние, что еще больше усугубляет нестабильность.

Несмотря на все более агрессивную политику России на континенте и в мире, ожидается, что в саммите в Санкт-Петербурге в этом году примет участие примерно такое же количество глав африканских государств, как и в 2019 году. Более значительными, чем любые объявленные коммерческие сделки, являются политические и финансовые выгоды, которые рассчитывают получить российская и африканская элиты. Внимательно следя за разрушительными интервенциями России в Африке в течение многих лет, главными проигравшими будут простые граждане, которые будут платить за эти эксклюзивные партнерские отношения – за счет более высоких налогов, большей нестабильности и меньшей свободы.

Саммит Россия-Африка имеет очевидные преимущества для Москвы. Это передает восприятие нормальности после вторжения России в Украину, вынесения Международным уголовным судом ордера на арест Путина за военные преступления и прерванного восстания.

В то время как российско-африканские экономические связи скромны, континент предоставляет России глобальную арену, с которой Москва может напыщаться в своем геостратегическом положении. Африка значит для России больше, чем Россия для Африки.

Положительный момент для Москвы

Учитывая послужной список России по дестабилизации обстановки на континенте с 2019 года, возникает вопрос, почему африканские лидеры вообще рассматривают возможность участия в саммите в Санкт-Петербурге.

Безопасность ухудшилась во всех африканских странах, где работал «Вагнер», в то время как нарушения прав человека резко возросли. Местные жители были запуганы и вынуждены покинуть свои дома, где «Вагнеру» был предоставлен доступ к добыче полезных ископаемых, фактически аннексировав эти территории.

Москва заигрывает с некоторыми из этих режимов, предоставляя защиту от международных санкций за нарушения прав человека или нарушение демократических практик. Неудивительно, что африканские страны, в которых Россия больше всего вовлечена, имеют медиану демократии в 19 баллов. Медиана африканской демократии составляет 51 балл по 100-балльной шкале Freedom House.

Саммит – это шанс показать, что для России это обычный бизнес. И что Россия не является изгоем, но пользуется неявным одобрением своих нарушений международного права главами африканских государств.

Россия, скорее всего, воспользуется саммитом этого года, чтобы ложно заявить, что западные санкции ограничивают экспорт российских (и украинских) продуктов питания и удобрений в Африку, отвлекая внимание от ответственности России за перебои с мировыми поставками зерна.

Саммит также подчеркивает растущее значение Африки для внешней политики России. Африка остается континентом, наиболее гостеприимным для участия России. Он также меньше всего готов критиковать Москву за захват земель на Украине. Министр иностранных дел России Сергей Лавров совершил не менее восьми визитов в Африку с тех пор, как Россия начала нападение в марте 2022 года.

Сомнительные выгоды для Африки

Анемичные инвестиции, нормализация автократии, разжигание нестабильности и вмешательство во внутреннюю политику Африки не кажутся выигрышной стратегией для построения долгосрочного партнерства.

Одно дело занять неприсоединившуюся позицию в отношении российского вторжения в Украину, которое может показаться отдаленным конфликтом. Но зачем африканским лидерам продолжать взаимодействие с иностранным игроком, имеющим активный опыт подрыва стабильности на континенте?

Трезвая оценка национальных интересов не является убедительной. Нестабильность, вызванная нестандартной тактикой России, угрожает выйти за пределы границ и порождает кризисы суверенитета на континенте.

Подрыв верховенства закона одновременно наносит ущерб репутации континента как надежного места для инвестиций и международного партнерства.

Операции влияния России почти всегда направлены на то, чтобы помочь действующим (как правило, автократическим) режимам сохранить власть. Непрозрачные сделки по добыче полезных ископаемых и вооружений часто являются частью пакета. Африканские лидеры, извлекающие выгоду из этой тактики, приветствуют инициативы Москвы.

Другие африканские лидеры рассматривают взаимодействие с Россией как тактику, чтобы получить больше поддержки со стороны Запада.

Меньшинство может наивно рассматривать свое участие как реальную возможность получить больше российских инвестиций или поощрить более конструктивное участие России. Ожидаемые объявления о сделках в горнодобывающей промышленности, энергетике, зерне, транспорте и оцифровке на саммите послужат оправданием для всех участников. Даже если такие планы никогда не осуществятся.

Проверка в реальных условиях

Реальность такова, что российская стратегия сотрудничества элит увеличивает разрыв между интересами африканских лидеров и граждан. Граждане регулярно говорят, что хотят большей демократии, создания рабочих мест и соблюдения верховенства закона. Действия России на континенте подрывают все три.

«Разрыв интересов» между африканскими лидерами и гражданами указывает на еще один вывод саммита: большинство африканских политических лидеров не будут отстаивать реформы в отношении приоритетов граждан для улучшения управления, развития и безопасности. Скорее, лидерство в этих интересах должно исходить от африканского гражданского общества, средств массовой информации и независимых судебных органов.

Москва наверняка воспользуется встречей в Санкт-Петербурге в этом году, чтобы вызвать в воображении образы общих интересов России и Африки. Ключевой вопрос для африканских граждан: чьи интересы обслуживаются?

Напомним, что Россия угрожала ЮАР войной в случае ареста ПутинаОднако 19 июля президент Сирил Рамафоса заявил, что Путин не приедет на саммит БРИКС.

Подготовка к саммиту БРИКС демонстрирует уязвимое положение России и ограниченность полномочий Путина после выдачи ордера на арест Международным уголовным судом (МУС). Достигнув договоренности с главой Кремля об отказе от августовского саммита, президент ЮАР Сирил Рамафоса был вынужден консультироваться с другими странами-участниками организации.

Ранее сообщалось, что правительство Южной Африки и его коллеги из РФ ведут переговоры, в ходе которых президент России Владимир Путин может избежать поездки в ЮАР.

# # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!