Друг Москвы Додик перешел к новому этапу своей сепаратистской программы в Боснии

Милорад Додик открыл новый этап своей сепаратистской программы в Боснии. Давний друг Москвы сербский лидер подписал два законодательных акта, принятых Национальным собранием Республики Сербской — одной из двух административных единиц послевоенной Боснии, наряду с Федерацией Боснии и Герцеговины. Законодательство запрещает выполнение постановлений Конституционного суда Боснии на территории Республики Сербской и фактически запрещает исполнение решений, вынесенных Управлением Высокого представителя (УВП), специальным международным органом, которому поручено осуществлять надзор за выполнением Дейтонских соглашений в стране после окончания войны в 1995 года. Источник: Foreign Policy

Читайте также: Игра с огнем. Почему Российской Федерации выгодно  поджечь Балканы снова

В совокупности этот закон представляет собой вызов по двум направлениям: для государственных учреждений Боснии и для УВП.

Нападение Додика на Конституционный суд страны является последним шагом в его усилиях по опустошению институтов государственного уровня Боснии. За несколько месяцев до российского вторжения в Украину в феврале 2022 года Додик предпринял несколько действий, направленных на создание параллельных институтов в Республике Сербской, чтобы бросить вызов Сараево и заложить основу для будущего отделения. По его собственному откровенному признанию, от продолжения его остановила война в Украине. Но он сразу же указал, что его пауза в сепаратистской повестке была просто временной.

При нормальных обстоятельствах государство отреагировало бы на такие вопиющие шаги к отделению, отменив незаконные решения и выдав ордера на арест. В 2017 году, например, высшие суды Испании признали референдум об отделении Каталонии незаконным и выдали ордер на арест лидера сепаратистов Карлеса Пучдемона.

Но в Боснии уже некоторое время идет захват государства. Дейтонское мирное соглашение 1995 года установило исключительно сложную политическую систему, определяемую этническим разделением власти между тремя основными этническими группами — боснийцами, хорватами и сербами. Бывшие сербские сепаратисты получили широкие полномочия — в высшей степени автономную Республику Сербскую и право вето на государственном уровне — в обмен на то, что они останутся в Боснии.

В результате просепаратистские силы заняли ряд ключевых институциональных позиций в стране. Теперь, когда захват государства почти завершен, Боснии сложно отреагировать на последний шаг к отделению так, как это сделали испанские власти в 2017 году.

Отметим, Милорад Додик неоднократно призывал к «мирному распаду» Боснии и Герцеговины, из-за чего находится сейчас под санкциями США.

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!