Конфликт в Судане нанес новый удар по стратегии Китая в отношении финансового взаимодействия с Африкой, поставив под угрозу кредиты Пекина на сумму не менее 5 миллиардов долларов. Источник: Financial Times
Читайте также: Война в Судане раскрыла проблемы с логистикой у китайской армии — СМИ
Судан был крупным получателем китайского финансирования на африканском континенте.
Согласно документам центрального банка Судана, непогашенный долг Судана перед Китаем в начале 2022 года составлял 5,12 миллиарда долларов. Но аналитики говорят, что это не включает механизмы досрочного погашения нефти, которые на самом деле представляют собой кредиты от китайских компаний, которые должны быть погашены поставками нефти.
Непогашенная стоимость таких кредитов на нефть неясна, но может добавить миллиарды к общей сумме долга. Хамид Сулейман, заместитель министра энергетики и горнодобывающей промышленности в 2020 году заявлял, что государственная суданская нефтяная группа Sudapet задолжала китайской государственной нефтяной компании CNPC 2,5 миллиарда долларов.
Китайские государственные предприятия за десять лет предоставили Судану кредиты на сумму 15,5 млрд долларов, сказал Брэдли Паркс, исполнительный директор AidData, которая ведет всеобъемлющую базу данных о глобальном кредитовании Китая. По данным AidData, за тот же период эти организации предоставили Южному Судану, который отделился от Судана в 2011 году, ссуду в размере 4,7 млрд долларов.
По мнению аналитиков, конфликт в Судане сбил с курса программу реформ, поддерживаемую МВФ, и еще больше поставил под угрозу способность Хартума расплатиться с множеством кредиторов, включая Китай.
Согласно данным МВФ, Судан уже имеет задолженность по большей части своих внешних долгов, в том числе перед китайскими организациями. По словам Паркса, просроченные платежи по кредитам и просроченные платежи внешним кредиторам составляют более 140% валового внутреннего продукта.
Долговые проблемы Пекина в Судане повторяются в большей части Африки, где китайские государственные кредиторы терпят ряд дефолтов. Это представляет собой значительный сдвиг настроения по сравнению с настроениями семилетней давности, когда президент Китая Си Цзиньпин назвал Африку «самым быстрорастущим и самым многообещающим континентом в мире».
Согласно недавнему документу, опубликованному Национальным бюро экономических исследований, почти 80% общего объема кредитования Африки китайскими государственными организациями приходится на страны, находящиеся в бедственном финансовом положении.
Замбия уже объявила дефолт, в то время как Ангола, Эфиопия и Кения — среди крупных африканских заемщиков китайских денег — изо всех сил пытаются выполнить обязательства по внешнему долгу.
Готовность китайских кредиторов списывать кредиты или выделять кредиты на спасение остается в значительной степени непроверенной. В прошлом году Пекин назначил «специального посланника» в регион Африканского Рога, который в основном работал за кулисами, продвигая мир и идею «общего будущего» с Китаем.
Советник китайского правительства, который говорил на условиях анонимности, сказал, что в случае Судана большие жесты маловероятны — по крайней мере, в обозримом будущем. «Судан сейчас слишком сложен», — сказал он.
Долговые проблемы, охватившие Африку, в основном были вызваны резким ростом мировых процентных ставок, последовавшим за пандемией коронавируса и войной России в Украине. Это, наряду со слабыми национальными валютами и рядом местных факторов, подтолкнуло несколько стран к дефолту, поскольку они изо всех сил пытаются обслуживать свои долговые обязательства.
«Общая ситуация, вероятно, ухудшится в течение 2023 года и ограничит способность многих африканских стран привлекать необходимое финансирование как для обеспечения более широких социальных улучшений для своего населения, так и для реагирования на изменение климата», — говорится в недавней статье Chatham House.
Китай, похоже, с осторожностью относится к любой потенциальной роли миротворца в Судане, несмотря на свое финансовое участие.
«Я думаю, что Китай сделает позитивные заявления о мире и попытается помочь процессу, но мы недостаточно хорошо знаем заинтересованные стороны», — сказал советник китайского правительства. «Другие страны, такие как европейцы, намного лучше знают главных участников суданского конфликта».
Однако Дебора Бротигам, директор Китайской исследовательской инициативы по Африке в Университете Джона Хопкинса, указала на лихорадочную «челночную дипломатию» Китая, которая помогла сохранить потоки нефти после раскола между Южным Суданом и Суданом в 2011 году.
Читайте также: Набеги на рудники и проблемы с экологией: Африка расплачивается за силы РФ и Китая
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet