Борьба за литий: Китай скупает африканские шахты

В феврале первый в Африке завод по производству литиевого концентрата, принадлежащий Китаю, начал пробное производство в Зимбабве. Этот рудник был куплен Huayou Cobalt в 2021 году за 422 миллиона долларов в рамках недавней волны сделок с литием из Китая на миллиард долларов в стране, в которую многие западные инвесторы боятся вступать. Источник: Financial Times

Читайте также: Управление рисками: достанется ли Китаю афганский литий

На карту поставлено больше, чем просто литий. От Брюсселя до Лондона и Вашингтона озабоченность по поводу доступа к важнейшим полезным ископаемым находится на рекордно высоком уровне после вторжения России в Украину и на фоне эскалации напряженности между Западом и Китаем.

КНР заняла доминирующее положение во многих полезных ископаемых, имеющих решающее значение для энергетического перехода, включая кобальт, литий и редкоземельные металлы. Запад готовится потратить сотни миллиардов долларов, чтобы попытаться наверстать упущенное.

Следующей страной в поле зрения китайских инвесторов после Зимбабве является Намибия. В прошлом месяце Huayou Cobalt также закрепилась в Эронго, сделав небольшую, но символическую инвестицию в Askari, австралийскую фирму, занимающуюся разведкой месторождений. Xinfeng, китайская геологоразведочная компания, работающая в Эронго, добыла десятки тысяч тонн необработанной литиевой руды и отправила ее в Китай.

Литий, известный как «белое золото», является самым легким твердым элементом в периодической таблице. Его высокий электрохимический потенциал делает его критически важным для аккумуляторов электромобилей. Его добывают из рассолов Латинской Америки или твердых рудных тел в Австралии — ведущем производителе — и в других частях мира, включая Африку и сам Китай.

Лития в изобилии на Земле, а это означает, что его должно быть достаточно, если деньги будут вложены в правильные проекты. Проблема заключается в сроках: ожидается, что быстрое внедрение электромобилей приведет к почти пятикратному увеличению спроса на литий к 2030 году.

В то время как официальные лица США и Европы продвигают партнерские отношения с африканскими странами и составляют списки критически важных полезных ископаемых, китайские инвесторы не только скупают африканские шахты для добычи этих полезных ископаемых, но и строят нефтеперерабатывающие заводы в своих странах для переработки их продукции.

Китай далеко впереди, когда дело доходит до преобразования металла в сырье для аккумуляторов; Международное энергетическое агентство оценивает свою долю мировых перерабатывающих мощностей в 58 процентов. Пока аналогичные предприятия не будут работать в Европе, США или в самой Африке, Китай будет основным покупателем африканского лития.

«Очевидно, [что] Африка находится ближе к Европе, и доставка продукта куда-нибудь в Европу имеет экономический смысл, но Китай уже создал большую инфраструктуру», — говорит Бернард Эйлуорд, исполнительный директор Kodal Minerals.

Китайские компании инвестировали в поставки лития в Африку и Латинскую Америку, даже когда цены на литий были низкими. Поскольку Австралия строит внутренние перерабатывающие заводы для собственных полезных ископаемых, а после того, как канадское правительство приказало китайским инвесторам отказаться от некоторых канадских горнодобывающих компаний, Китай удваивает ставку на эти развивающиеся регионы.

Столкнувшись с доминированием Китая в цепочке поставок лития, западные чиновники предлагают свои инвестиции африканским странам как более социально ответственную альтернативу. Африканские контрагенты «видят в нас справедливого арбитра, который может помочь с большей прозрачностью», — говорит Нусрат Гани, министр Великобритании, отвечающий за критически важные полезные ископаемые.

Но это заходит так далеко только при столкновении с проблемами на местах, которые варьируются от отсутствия транспортной инфраструктуры до коррупции и капризной политики. В Маноно в ДРК, старом районе добычи олова, австралийская AVZ Minerals ведет судебную тяжбу с поддерживаемой государством китайской Zijin Mining по поводу структуры собственности концессии. В результате его акции были заморожены с мая прошлого года.

Мариус Михиго, конголезский бизнесмен, который выступает в качестве посредника для AVZ в Африке, говорит, что Zijin стоял за «спланированной кампанией по дезинформации» против австралийской фирмы.

В марте компания Atlantic Lithium, зарегистрированная в Лондоне компания-разработчик шахты в Гане для снабжения США, была обвинена в подкупе государственных чиновников для получения лицензий. Он отрицает утверждения, которые, по его словам, являются «ложными и вводящими в заблуждение».

Литиевый бум в Зимбабве также связан с непредсказуемой политикой правительства. В декабре страна запретила экспорт необработанной литиевой руды, чтобы задушить неформальную добычу и отдать предпочтение местной переработке, но это решение может увеличить стоимость проекта.

Даже если литий из Зимбабве, не имеющего выхода к морю, будет частично перерабатываться дома, ему все равно придется пересекать границу, чтобы попасть на мировой рынок. Многие другие африканские литиевые проекты находятся далеко от портов.

Африканские правительства всегда предпочли бы добавлять стоимость к минеральному богатству своей страны дома, а не экспортировать за границу, чтобы другие могли получить выгоду. Министр горнодобывающей промышленности Намибии Том Алвиндо заявил, что его страна может последовать примеру Зимбабве, запретив экспорт необработанной руды.

Но полномасштабному заводу по производству гидроксида лития нужны электроэнергия, химикаты и литий-сырец для переработки. На данный момент всего несколько мест на континенте могут обеспечить все это.

Ране в государственных СМИ Китая появились сообщения о том, что китайские компании проводят полевые исследования для изучения запасов лития в Афганистане.

# # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!