Раса Юкнявичене: Гибридная война РФ против Молдовы должна закончиться победой демократии

Результатом помощи Европейского Союза правительству Майи Санду на пути демократического развития Молдовы должен стать запущенный как можно скорее переговорный процесс о вступлении в ЕС и конкретные решения, которые будут иметь необратимый эфект для европейского вектора развития Молдовы. Россия активизировала гибридную войну против Молдовы в целях срыва евроинтеграционных процессов и удержания Молдовы в орбите распадающейся постсоветской империи. Эта гибридная война России должна закончится победой демократии.

Об этом в большом интервью информационному агентству Guildhall расказала депутат Европейского парламента, экс-министр обороны Литвы Раса Юкнявичене.

— Ведущие мировые эксперты по безопасности неоднократно подчеркивали, что для России создание дополнительной точки напряженности на континенте, в целях смещения внимания Запада с Украины, – желаемая цель. Вы недавно вернулись из рабочей поездки в Молдову. В последнее время много заявлений о российской угрозе этой стране. Как вы оцениваете угрозу со стороны РФ для Молдовы?

Перед тем, как ответить на ваш вопрос я хочу подчернуть, что с избранием Майи Санду на пост президента, Молдова изменила вектор своего политического развития на европейский. С точки зрения вопросов безопасности, как говорят сами представители молдавской стороны, к большому сожалению, в самом начале их независимости в Конституции Молдовы был закреплен «нейтральный статус». Потому, вопрос интеграции в НАТО, как инструмента обеспечения собственной безопасности, сейчас не стоит. Потому путь в ЕС был и остается ключевой целью, озвученной Санду во время избирательной кампании. Как с точки зрения демократического развития, так и с точки зрения безопасности.

Я говорю это потому, что хочу проиллюстрировать схожесть пути, который проходит Украина с 2014 года. Речь о выборе вектора геополитического развития. Люди выразили свою волю – встать на европейский путь развития, им надоели коррумпированные и пророссийские политики, по типу Додона. Касательно России Майей Санду была очерчена очень прозрачная позиция и россияне, безусловно, начали противодействие. Не такими методами, как сейчас в Украине, но они ведут свою войну против Молдовы, используя весь набор инструментов гибридной войны, в частности, активно используя Приднестровье, а также ведя персональную войну против Санду.

— Мы в Украине хорошо знаем, что такое российская гибридная война против нашей государственности. Расскажите пожалуйста, какие инструменты гибридной войны использует Россия против Молдовы?

Первое, что они использовали – газ, сократили объемы и остановили поставки по ценам, которые были у Молдовы ранее. Газ — инструмент контроля над политиками. Рассчет простой – цены вырастут, люди будут разочарованы, это влияет на политиков в нужном РФ русле.

Второй ключевой инструмент гибридного влияния РФ – организация протестов. Нам известно, что как правило это проплаченные демонстрации. К примеру, осенью цена, чтобы держать людей на улицах по ночам — 100 долларов. К примеру, когда я пребывала в Молдове с визитом, демонстрации были организованы человеком, который сейчас находится в Израиле, так как в Молдове против него начато уголовное преследование. Но мы знаем, что этот человек и его партия стоят за демонстрациями. Впрочем, они не возымели успеха, на улицы вышло в прошлый раз 5 тысяч человек, они ожидали больше. В соотношении с населением Кишинева – это ничего.

Одна из ключевых целей гибридных атак – проевропейское правительство Майи Санду.

Касательно гибридных инструментов РФ в Молдове, хочу отметить, что во время одного из моих визитов до широкомасштабного вторжения, основными инструментами информационных пропагандистских операций были телевидение и интернет. Пропаганда лилась во всю, вся Молдова была охвачена пропагандистскими российскими сетями. К примеру, RTR Молдова, российский канал, был вообще одним из главных каналов в Молдове. После начала войны, в том числе при содействии ЕС, эти источники пропаганды отключены.

И РФ, в свою очередь, изменила гибридную тактику. Они делают акцент на своих прокси в Молдове. Эти прокси (организации, люди и движения под влиянием РФ в Молдове — ред.) используются снова таки для распространения нужных России нарративов и запуска нужных процессов, в частности, по срыву евроинтеграционных стремлений Молдовы.

Ну и безусловно, с точки зрения гибридной войны фактор Приднестровья один ключевых. С точки зрения давления и попыток дестабилизации Молдовы для достижения кремлевских интересов Приднестровье используется россиянами очень активно.

— Вопрос Приднестровья крайне сложен, но я все же спрошу. Есть ли у вас собственное видения решения проблемы?

Я думаю, что решение на линии фронта в Украине. Это финальное решение.

— Хороший ответ и в одно и то же время такой тяжелый. С точки зрения гибридного влияния РФ на Молдову с использованием Приднестровья хочу спросить о человеческом факторе. Люди и их настроения очень важны. Какова по вашим оценкам ситуация в Приднестровье, стало ли меньше пророссийски настроенных людей после 24 февраля?

У меня нет данных, потому не могу ничего сказать. Что я могу отметить, так это то, что все зависит от экономики. В Приднестровье у них дешевый газ, россияне используют его как инструмент гибридного влияния как на самое Приднестровье так и на общество Молдовы. Аналогичная модель с той, которую россияне задействуют в Беларуси.

Не будет денег у России, не будет или будет меньше российских денег в Приднестровье и ситуация изменится.

— Каково ваше видение целей РФ в отношении Молдовы? Почему ведется эта гибридная война?

Россияне хотят иметь собственных сателитов и прокси вокруг «империи», которую они пытаются построить. Молдова имеет особое стратегическое значение в этой войне и в этих процессах. Премьер-министр Молдовы озвучил информацию о том, что РФ планировала или же и сейчас планирует захват аэропорта в Кишиневе своими спецподразделениями для ведения дестабилизационных действий уже из Кишинева. Это то, что говорят октрытые источники, у нас нет подтвержденной инфомарции. Но касательно целей — России точно нужен Одесский регион и конечно же нужна Молдова, нужен выход к Черному морю. Происходящее в Молдове, эта гибридная война – параллельно развивающийся процесс с войной РФ против Украины.

— То есть избранный по европейскому запросу народа Молдовы Президент и избранный путь полностью противоречит желаемому Кремлем — стремлению воссоздать эту советскую империю, расширить собственное влияние. 

Да, советскую империю или даже царскую, в любом случае, это имперское мышление. Украина потому и имеет стратегическое значение. Также, это значение имет Беларусь и вот Молдова, небольшая страна, но часть этих глобальных процессов деимпериализации.

То, что происходит сейчас на континенте, в Европе, это вторая волна десоветизации. Второй этап развала советской империи, задействованы разные государства, но суть процесса одинаковая.

И Россия проигрывает. Путин самый большой лузер в этом смысле, даже самый большой лузер с точки зрения российской истории вообще. Мы уже видим вашу борьбу и видим войну, видим этот процесс о котром я говорю в Европе, а еще боюсь предстоит увидеть Кавказ и Центральную Азию. Неслучайно начат дискурс о так сказать будущем России.

— С учетом стратегического значения Молдовы, как в процессе десоветизации, так и с точки зрения безопасности на континенте в целом, как вы видите миссию и роль Европейского Союза, и свою личную, как депутат Европарламена в этих процессах?

— Эта миссия — ключевая, критически важная. Заметьте, Майя Санду была официально приглашена на выступление Байдена в Варшаве, это четкий сигнал американской поддержки того вектора развития, которым идет Молдова. Но, как я уже говорила, путь в НАТО сложен, именно потому, что россиянам удалось навязать Молдове в 1991 году нейтральный статус на уровне Конституции. Потому сейчас путь в ЕС открыт и он стратегичен.

ЕС много уже сделал для Молдовы и продолжает делать. Цель — чтобы Молдова смога устоять перед российским давлением и успешно пройти по европейскому, демократическому пути развития.

Из проделанного – помощь в диверсификации поставок энергоресурсов, финансовая помощь в их оплате и помощь в снижении цен на энергоресурсы. Объективно, выстоять без помощи ЕС в этой отрасли Молдова бы попросту не смогла. Это критически важное направление и успешно проделанная работа со стороны ЕС.

Второе направление – предоставленный статус кандидата в члены ЕС. Мы проделали огромный массив работы, чтобы это стало возможным. И наша ключевая цель – уже в этом году должен начаться переговорный процесс. Вот тут и нужна, и предоставляется наша весомая помощь. Ведь переговорный процесс Молдова-ЕС сложен и извивист. Мы поможем на уровне администрирования процесса и на кадровом уровне, чтобы задействованные в администрировании люди имели необходимый профессиональный рост. Наше участие в кадровом вопросе очень важное. Не мне учить молдован, но Додон продвинул и поставил своих людей очень много где, его кадры это вызов и тут нужна помощь.

В направлении помощи в переговорном процессе предоставлены и продолжают предоставлятся различные гранты на миллионы долларов.

Дезинформация, как один из гибридных интрументов, это также вызов. И тут также нужна наша помощь и также ведется работа.

— Очень важно, чтобы преимущества европейского пути развития, как альтернативы в противовес российской пропаганде, становился все более понятным и желаемым для населения Молдовы. Как в политической, так и в социально-экономической плоскостях. Как вы оцениваете проделнанную ЕС работу в этом направлении?

Я сразу же сдесь тоже хочу вернуться с энергетического и экономического блоков. Диверсификация поставок энергоресурсов со стороны Румынии и помощь в оплате огромных счетов, это наш демократический противовес экономическому влиянию России.

С точки зрения общества и общественных настроений, проделанная огромная работа в плане решения вызова связанного с беженцами. Тут оказана также и административная и финансовая помощь. Молдова – вторая по числу беженцев на одного гражданина страна в Европе. Программы ЕС и ООН имеют решающее значение в эффективном менеджменте данного вызова.

Важнейший блок, ключевой в рамках политики правительства Санду – борьба с коррупцией. Мы всячески помогаем и сделано многое.

Касательно развития гражданского общества, тут просто огромное число программ. И постоянно открытые двери ЕС для старта новых.

— Давайте остановимся на оценке ЕС антикоррупционных усилий Молдовы. Каковы эти оценки?

Они в целом позитивные со стороны институций ЕС. Но это только начало, ведь нельзя достичь стратегического перелома за год или два. Но движение идет именно в этом направлении – искоренения коррупции с сфере управления государством.

Вот почему время так важно. Это то, почему россияне так атакуют и пытаются сломить правительство Санду. Они рассчитывают, что на следующих выборах ко власти прийдут пророссийские коррумпированные силы, так как это случилось в Грузией.

Именно поэтому Молдова и ЕС, используя время которое есть должны сделать процесс европейского демократического пути Молдовы необратимым, мы должны начать переговоры о вступлении, чтобы получить принципиальные и фундаментальные решения.

— Я спрашиваю потому, что влияние этих усилий на общественные настроения имеет основное значение. Украина борется так как обычные люди не хотят быть Россией и не хотят ничего российского. О Приднестровье я спросил, а какова ситуация сейчас в Молдове в этом вопросе? Я предполагаю она весомо изменилась после февраля 2022 года.

Безусловно. Откровенно говоря, будучи занятой по встречам, я не имела возможности пообщаться с людьми на улицах, но большинство молдаван поддерживают европейский путь развития, несомненно.

Среди людей старшего поколения этот процент значительно ниже, ведь это характерная черта для всего постсоветского пространства. Но движение идет в верном направлении в целом.

— Давайте дополнительно остановимся на вопросах безопасности Молдовы. Действительно, пути и проблемы Украины и Молдовы схожди, в 2010 году при Януковиче у нас также был законодательно оформлен нейтральный статус и у Молдовы в Конституции есть тоже самое. Мы решили эту проблему известными путем, заплатив цену. Есть ли пути решения для Молдовы, чтобы снять эти законодательные ограничения? Или какие пути обеспечения безопасности это страны вы видите?

По поводу нейтрального статуса, это не только вопрос политической воли правительства, это вопрос воли народа. В Молдове это проблема. Люди на самом деле считают, что раз страна имеет нейтральный статус, то никто никогда ее не атакует. Это не только путь, который прошла Украина, в Литве было тоже самое с момента нашей независимости.

Этот российский нарратив хорошо прижился в Молдове. Мы отлично помним почему страны Запада в 2008 году не поддерживали массово стремление Украины вступить в НАТО, основной аргумент был — люди, украинцы, не хотят этого. Вот тут тоже самое.

Люди часто даже не понимают, что это кремлевская повестка для Молдовы и российские нарратив. Для них жажда быть нейтральным государством обусловлена тем, что это прямая связь с их нежеланием войны, для молдован нейтралитет — это отсутствие необходимости развивать Вооруженные Силы и тратить деньги на оборону. Вот как они видят этот вопрос. Полностью ложная, искаженная российской пропагандой повестка.

— Это ответственность политиков — объяснять необходимость выхода из состояния нейтралитета, ведь это прямая угроза государственности. Насколько успешно по вашим оценкам они работают в этом направлении с собственным населением?

Они стараются, очень. Но ситуация весьма трудная, так как правительство Молдовы имеет огромное число проблем, которые нужно решать вот прямо сейчас подними они вопрос НАТО, к примеру, или отхода от нейтрального статуса, люди не будут готовы это принять.

Потому тут нужно двигаться постепенно, шаг за шагом. В 2014 году Украина и украинцы осознали себя и осознали, что есть Россия, ужаснувшись от реальности это «дружби». Население Молдовы находится в процессе трансформации геополитического мышления и потому движение в ЕС, и наша помощь сдесь имеют ключевое значение.

Членство Молдовы в ЕС означает, что это не нейтралитет больше. Статья 43 соглашения ЕС это также о безопасности, это очень и очень важный шаг для Молдовы. Потому как с точки зрения демократического развития, так и с точки зрения безопасности — членство в ЕС это ключевой шаг.

Молдова — небольшое государство, но имеет колоссальное, стратегическое значение, как для Украины, так и для Балкан и ЕС в целом. Их членсво станет прорывом с точки зрения расширения ЕС. Черноморский регион имеет стратегическое экономическое значение и влияне на безопасность в регионе. Никому не нужна вся Молдова, которая превратилась в Приднестровье. Членство Молдовы в ЕС нужно не только Молдове, оно нужно ЕС и всем нам.

Автор — Тарас Мокляк. Эксклюзивно для Guildhall.

# # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!