Не верил в СССР: в Канаде рассказали, как российский моряк предоставил разведданные в 70-е

Недавно обнародованные архивные документы Службы безопасности Канады проливают новый свет на одиссею российского моряка Курдакова, которая попала в заголовки международных газет в начале 1970-х годов. Секретные записки, сообщения и отчеты также подробно описывают усилия разведки по получению ценных сведений от неожиданного посетителя. Источник: Toronto Star

Читайте также: NYT: Российский шпион в ФБР сорвал операцию против кубинской разведки

«Он полностью оценил наш интерес к нему и его информации и выразил искреннее желание сотрудничать в меру своих возможностей», — говорится в одной записке.

Канадская служба безопасности и разведки, взявшая на себя обязанности контрразведки в 1984 году, опубликовала 802-страничный файл Курдакова для канадских журналистов в ответ на запрос о доступе к информации.

Некоторые части досье, хотя и полувековой давности, считались слишком секретными, чтобы их раскрывать, отмечает издание.

Курдаков был 20-летним курсантом мореходной школы в начале сентября 1971 года, когда его рыболовецкое судно «Штурман Елагин» пришвартовалось в водах близ Тасу на островах Королевы Шарлотты в Британской Колумбии.

Родившийся в Сибири, он увлекался экономикой, историей и политикой, увлекался фотографией, писательством и радиолюбительством. Если бы Курдаков вернулся в Советский Союз, он, вероятно, получил бы младшую военно-морскую специальность с обязанностями радиста.

Но он разочаровался в российской системе, подумывая о дезертирстве еще в 17 лет.

«Я не верю в идею Коммунистической партии Советского Союза. Я думаю, что это не утопия», — написал он в двухстраничном отчете, переведенном с русского, вскоре после прибытия в Канаду. «Это изобретение фанатично подстрекаемых лидеров вроде Хрущева и Брежнева».

Поздно вечером 3 сентября Курдаков запечатал свои личные документы и фотографии в полиэтиленовый пакет и бросился с корабля в холодную воду. Он потерял ориентацию из-за сильного ветра и дождя, но продолжал плыть, пока, наконец, не выбрался на берег.

Он порезался, взбираясь по скалистому склону, и бродил по холоду, пока не заметил деревенские огни. «Я потерял много крови, и мои раны горели от соленой воды», — писал Курдаков. «Я не помню, как я добрался до деревни. Я проснулась в чистой постели, а милая девушка предлагала мне чашку чая».

После пребывания в местной больнице он был передан канадским властям. Через несколько недель после прибытия ему был предоставлен статус иммигранта.

Спецслужбы начали допрашивать Курдакова всего через несколько дней после того, как он сошел на берег.

Кроме того, отчеты, основанные на интервью Специального исследовательского бюро, подразделения Министерства иностранных дел, были переданы США, Великобритании и Австралии.

Канадцев особенно интересовали военно-морские дела, наблюдения за подводными лодками и операции рыболовного флота.

«Курдаков лично не знал об использовании советских рыболовных судов в разведывательных целях», — говорится в одном из итогов дебрифинга.

Он сказал интервьюерам, что в случае войны «рыболовный флот» немедленно перейдет в состояние военного времени и направится в советский порт. «Тралеры будут переоборудованы в транспортные лодки», — говорилось в резюме. «На всех траулерах предусмотрены специально подготовленные места и крепления для вооружения. Три раза в месяц корабль устраивал учения и занимал позиции.

Канадцы были бы очень заинтересованы в том, что Курдаков мог бы сказать о советских радиооперациях и деятельности, связанной с радиоразведкой, сказал профессор истории Университета Торонто Тимоти Сэйл, изучавший отношения Канады с перебежчиками времен холодной войны. «Я думаю, что это была бы самая актуальная и ценная информация, которую он мог предоставить».

Его сенсационное прибытие в Канаду привлекло всеобщее внимание. Курдаков сообщил, что за ним следит русский мужчина. Его угощали щедрыми обедами и ужинами. Он даже утверждал, что получил письмо от воинствующих квебекских сепаратистов из FLQ, в котором ему советовали не критиковать Советский Союз.

В январе 1972 года сержант канадских спецслужб предположил, что Курдаков не слишком старался выучить английский язык, добавив, что внимание со стороны СМИ и сотрудников службы безопасности «непропорционально повысило его собственное самомнение».

К маю спецслужбы Канады сообщили, что Курдаков отвергает попытки силовых структур оставаться на связи. Он «по необъяснимым причинам» съехал из своей квартиры в Торонто.

Курдаков проявил интерес к евангелическому движению, «мы подозреваем, по финансовым причинам», говорится в сообщении. «Его оценивают как незрелого, легко поддающегося лести и чрезвычайно корыстного».

Курдаков начал рассказывать истории о том, как полиция в Советском Союзе завербовала его для проведения рейдов на христианские богослужения, часто избивая участников, но позже отказавшись от своих привычек и приняв духовность — подробности, которыми он не поделился во время своих встреч с канадскими разведчиками.

Разведка Канады позже заявит, что Курдаков, как известно, «приукрашивал отчеты о своей деятельности», отметив, что его комментарии во время турне с выступлениями о его обращении в христианство «время от времени менялись».

Курдаков присоединился к подпольной евангелизации и ближе к концу своей жизни жил в сочувствующей семье в Калифорнии. По словам дочери семьи, он одолжил пистолет для самозащиты и случайно застрелился во время «клоунады» в новогодние выходные 1973 года на горнолыжном курорте. По результатам расследования смерть была признана несчастным случаем.

Читайте также: ЦРУ раскрыло бывшего премьера Финляндии на связях с посольством СССР

# # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!