Российские нефтепроводы оказались не готовы к развороту на Восток

Мощности российских нефтепроводов оказались не готовы к резкой переориентации российской экономики на Восток. Нынешние объемы поставок по трубопроводам не могут удовлетворить потребности российских компаний, которые вынуждены прибегать к старому и более дорогому способу поставок – с помощью железнодорожных цистерн. Ситуация усугубляется малой пропускной способностью Восточного полигона, основного транспортного узла для поставок российских товаров в восточные страны, прежде всего в Китай. Источник: «Коммерсантъ»

Читайте также: Россия будет поставлять газ и нефть «Талибану»

На данный момент в направлении восточных портов действует нефтепровод Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО), который начинается в Тайшете в Иркутской области и идет до Сковородино в Амурской области. Проектная мощность газопровода составляет 80 млн тонн в год. Из них 30 млн идет по трубопроводу в Китай, ветка начинается как раз в Сковородино. Около 11 млн тонн направляется на местные НПЗ (НПЗ), а остальные мощности (около 40 млн тонн) идут по ВСТО-2 в порт в Козьмино, который в условиях отказа Европы от российской нефти стал одним из основных перевалочных пунктов для дальнейшей отгрузки топлива в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

В условиях нехватки экспортных маршрутов российские компании решили оживить железнодорожные поставки нефти на восток с помощью вагонов-цистерн. Этот способ традиционно считался более дорогим, чем трубопроводные перевозки, но в нынешних условиях единственной альтернативой являются перевозки по Балтике с доставкой по морю в течение 40 дней. В условиях роста цен на грузовые суда из-за антироссийских санкций поставки железнодорожными цистернами могут даже удешевиться, отмечает издание. Пробная поставка нефти уже прошла: 25 сентября дочерняя компания «Транснефти» компания «Транснефтепродукт» отправила пробную партию «Газпром нефти» по железной дороге в порт Козьмино. Объем партии составил 4,4 тысячи тонн, в пункт назначения она прибыла 3 октября.

Проблема с железнодорожным транспортом опять-таки упирается в неготовность железнодорожной инфраструктуры справиться с таким потоком поставок. Восточный полигон (комплекс железнодорожных путей, включающий Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали) оказался не готов к приему таких объемов. Из-за малой пропускной способности маршрутов на восток уже страдают российские угольные компании, которые после введения санкций не могут продавать свою продукцию и находятся на грани банкротства. Увеличить транспортную мощность Восточного полигона в ближайшее время невозможно. Более того, объявленная мобилизация фактически ставит крест на проекте, так как призыву подлежит до 60% сотрудников, привлеченных к работам по расширению.

Напомним, что Еврокомиссия представила новый пакет санкций против России 28 сентября.

В нем предлагается запретить импорт российской продукции на 7,5 млрд евро, расширить перечень товаров, запрещенных к экспорту в РФ, запретить гражданам ЕС занимать руководящие должности в госкомпаниях.

Отдельно Еврокомиссия сообщила о разработке юридической основы для введения полотка цен на нефть из России.

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!