Центр оборонных реформ презентовал доклад о российском присутствии в Африке и возможностях его ограничения

Сегодня в Киеве был презентован доклад Центра оборонных реформ «Российское присутствие в Африке: формы, средства и возможности противодействия» под авторством Максима Розумного – доктора политических наук.

В докладе основным приоритетом для Кремля обозначен доступ к центрам власти, который достигается путем установления контроля над политическим руководством страны. Выгода, в которую россияне трансформируют свое влияние, может быть политической (голосование на сессиях Генассамблеи ООН), геополитической (поддержка в соперничестве со США и Европой), но чаще всего материальной – добыча полезных ископаемых и масштабные инфраструктурные проекты.

Поскольку ниша транспортной инфраструктуры стран Африки стала главным предметом интереса Китая, российские компании осваивают сферу энергетики, тесно связывая проекты с политическими заданиями Кремля и коррупционными возможностями в каждой конкретной стране. Автор приводит примеры неудачных для российских энергетических компаний проектов в ЮАР, экс-президента которой Джейкоба Зуму обвиняют в получении вознаграждения от россиян за подписание контракта.

Ключевую роль в расширении российского влияния в Африке играют структуры Евгения Пригожина. Они объединены в сеть, в которую входят группы консультантов, аналитиков, политтехнологов и специалистов по секретным операциям. Силовая поддержка осуществляется так называемой «ЧВК Вагнера», которая является лишь прикрытием для российских спецслужб. Пригожину поручаются наиболее деликатные миссии российской внешней политики, целью которых является подчинение правительств и президентов соответствующих стран российскому влиянию. Структуры Пригожина действовали, как минимум, в 13 странах Африки.

Как следует из доклада, структуры Пригожина являются лишь частью того ресурса, который направлен РФ на усиление присутствия на «черном континенте». На Кремль работают сотни лоббистов в большинстве африканских стран, которые консультируют политиков и тренируют повстанцев. В центре внимания россиян Южный Судан, Демократическая Республика Конго, Чад, Замбия, Ливия, Зимбабве, Уганда, Экваториальная Гвинея и Мали.

В условиях имиджевого кризиса, вызванного нападением на Украину, Россия активизировала связи с Африкой для поддержания реноме надежного партнера и демонстрации развития отношений с глобальным Югом в условиях противостояния с Западом. Российской дипломатии удается использовать антизападные настроения в Африке, позиционируя себя как главного оппонента Западу, который может представлять, в том числе, и интересы африканских народов.

Посольства РФ в странах Африки ведут активную пропагандистскую работу, пытаясь перенести собственную вину за угрозу глобального голода, вызванную вторжением в Украину, на страны Запада. В докладе описаны примеры использования в пропагандистских целях визитов российских делегаций в страны Африки и информационных интервенций, направленных на снижение поддержки Украины.

Восприятие России как наследницы СССР, который обеспечивал поддержку многих африканских государств во время блокового противостояния, вместе с обидами на страны Запада за колониальное прошлое создают выгодный для Кремля идеологический контекст, позволяющий эффективно распространять влияние. Преимуществами российской стратегии называются ее гибкий характер, оперативность решений, обеспеченность теневым ресурсом и отсутствие сдерживающих факторов, таких как мораль, демократический контроль, политическая ответственность. Такой характер деятельности отвечает ожиданиям и психологическим установкам африканских партнеров.

Автор доклада предлагает ряд направлений для информационного противодействия российской экспансии, работа по которым позволит провести коррекцию восприятия России на африканском континенте. Кроме того, странам Запада следует предложить привлекательную альтернативу российскому присутствию, которая будет базироваться на инвестициях в экономику и социальный капитал, интеграции представителей африканских стран в международные сообщества, образовательных программах и университетских обменах.

В качестве мер непосредственного ограничения российского присутствия в странах Африки предлагается разоблачение подрывной деятельности российских посольств, возбуждение уголовных дел против российских агентов, ограничение ресурсной базы российского вмешательства, блокировка информационной экспансии РФ. Отдельный акцент делается на необходимости ограничения военного и военно-технического сотрудничества РФ со странами Африки.

Украинская версия доклада:

English version of report:

# # # # # # # # # # # # # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!