Угроза вторжения в Украину: как не дать Путину пойти ва-банк

В Европе бьют барабаны войны. Второй раз в этом году Москва собирает до 100 тысяч военнослужащих и военной техники на границе с Украиной. Администрация Байдена считает, что существует реальная вероятность того, что президент России Владимир Путин может принять решение о новом вторжении в Украину в следующие 2-3 месяца, несмотря на большие расходы, которые понесет Москва.

Встревоженный перспективой возможной эскалации российской эскалации, Вашингтон направил директора ЦРУ Билла Бернса, чтобы предупредить о серьезных последствиях такого шага. Когда эта миссия не принесла заметных результатов, Вашингтон публично высказал свои опасения. Госсекретарь Энтони Блинкен воспользовался пресс-конференцией во время визита министра иностранных дел Украины Кулебы, чтобы отругать Москву за наращивание военного потенциала, поднять вопрос о возможности нового крупного наступления России и выразить решительную поддержку Украине.

Под руководством Блинкена Вашингтон проводит тесные консультации с союзниками. Результаты были заметными, поскольку НАТО, а затем Франция и Германия совместно выступили с заявлениями о поддержке Украины перед лицом новой агрессии. Не менее важно, что Соединенные Штаты спрашивают своих европейских союзников и партнеров, что они могут сделать с точки зрения санкций против России и военной помощи Украине, если Москва нанесет новый удар.

Мы не прогнозируем, что Москва нанесет удар, поскольку это может быть тщательно продуманным блефом, но Кремль ставит себя в положение для нанесения удара, и риторические нападки Путина на Украину и НАТО послужили оправданием, которое Кремль будет использовать для военных действий.

Путин может надеяться напугать Запад без применения силы, чтобы он уменьшил свою поддержку Украины, и убедить украинское руководство в том, что они должны отказаться от своих мечтаний о евроатлантической интеграции и принять диктат России. В самом деле, он может надеяться, что западные лидеры убедят Киев принять условия России на будущих переговорах, точно так же, как они убедили Украину не использовать тогда еще слабые вооруженные силы для борьбы с захватом Крыма Москвой в 2014 году.

Путин повысил ставки, проведя новую красную черту в дополнение к своему давнему сопротивлению членству Украины в НАТО. В последние недели Путин заявил, что военное присутствие НАТО в

Украине и вооружение и подготовка украинских вооруженных сил союзниками равносильны де-факто военной интеграции Украины в Североатлантический союз и, следовательно, неприемлемой угрозой для России.

Более того, помимо предполагаемых опасений Путина по поводу безопасности, Украина является для него очень эмоциональной проблемой. Его заявления и псевдоисторические труды ясно показывают, что он возмущен независимостью Украины, ставит под сомнение ее легитимность как суверенного государства, оспаривает существование украинцев как отдельного народа и возмущен отказом Киева признать гегемонию России. Он выдвинул новые территориальные претензии к Украине, утверждая, что советские лидеры «отняли» у России ее исторические земли.

Путин может чувствовать, что, несмотря на высокую цену вторжения, у него нет другого выбора, кроме как пойти ва-банк, поскольку дальнейшие промедления могут гарантировать, что Россия навсегда потеряет Украину. Это не только вопрос военной безопасности; Путин может опасаться, что украинская демократия, верховенство закона и связанное с ним процветание, если украинцы смогут этого добиться, будут угрожать путинизмом в России своим примером.

Лучший способ сдержать Москву — четко обозначить цену такого удара, предлагая Путину дипломатический выход. У администрации Байдена хороший старт в коммуникациях с Москвой и сотрудничестве с Европой. Мы предлагаем здесь свои мысли о том, что конкретно должны сделать Соединенные Штаты, НАТО и ЕС, чтобы отговорить Москву от эскалации конфликта и, в конечном итоге, убедить Путина искать разумное политическое решение.

Убедить Кремль отступить

Если Путин серьезно подумывает о военных действиях против Украины, Соединенным Штатам и их союзникам нужно будет действовать быстро, чтобы убедить его пересмотреть свое решение. Это означает, что нужно указать огромную цену, которую Россия заплатит за возобновление агрессии, а также предложить Путину дипломатический путь к деэскалации на условиях, которые Украина может принять.

Затраты должны включать значительное усиление западных санкций, прекращение газопровода «Северный поток — 2», который соединяет Россию и Германию, и замораживание офшорных финансовых авуаров Путина и его соратников (подробнее о санкциях ниже). Вашингтон также может пригрозить отменить следующий запланированный саммит Байдена и Путина и приостановить или снизить уровень переговоров по стратегической стабильности и кибербезопасности.

Вместе со своими союзниками по НАТО Соединенные Штаты должны ясно дать понять, что мы продолжим поддерживать Украину в военном отношении в соответствии с ее суверенным правом на самооборону, отвергая попытки России сделать это новой красной линией.

В краткосрочной перспективе, чтобы лишить Россию быстрой победы, Вашингтону следует ускорить доставку систем, которые могут снизить военную эффективность России и увеличить стоимость вторжения, таких как дополнительные джавелины, системы ПВО, береговая оборона, системы радиоэлектронной борьбы, контр-артиллерия. и контрбатарейные радары, и усиленный обмен разведданными.

Обязательство Вашингтона помочь Украине противостоять российской агрессии может быть подкреплено шагами по увеличению ротационного присутствия сил США и НАТО внутри Украины на полигонах и военно-морских базах. В более долгосрочной перспективе НАТО может согласиться с тем, что обеспечение украинских сил потенциалом и подготовкой для сдерживания российской агрессии будет главным приоритетом в соответствии с новой Стратегической концепцией НАТО, которая будет принята в 2022 году.

Может быть, одного надежного набора клюшек в этом направлении будет достаточно, чтобы убедить Путина отступить от края пропасти. Действительно, они являются основой любой успешной политики сдерживания. Но у нас может быть больше шансов изменить расчет Путина (и заручиться поддержкой союзников), если эти палки будут сопровождаться американо-украинской дипломатической инициативой, направленной на то, чтобы дать толчок зашедшим в тупик переговорам по Донбассу.

Такая инициатива дала бы Москве возможность напрямую выразить озабоченность Соединенным Штатам относительно статуса клиентов России на востоке Украины, но без ущерба для жизненно важных интересов Украины. Это сохранит цели Минских соглашений, восстановит подлинный суверенитет и самоуправление Украины над оккупированными территориями, не позволяя Москве превратить их в контролируемого Россией троянского коня, такого как приднестровская республика в Молдове.

В рамках такой инициативы Соединенные Штаты могли бы согласиться стать полноправным участником переговоров вместе с Францией и Германией, которые не смогли найти решение самостоятельно.

Соединенные Штаты договорились бы с Киевом о красных линиях до вступления в переговоры, таких как невыполнение политических аспектов Минских соглашений без соблюдения Россией своих невыполненных военных обязательств (постоянное прекращение огня, вывод иностранных сил и тяжелых вооружений, роспуск нелегальных формирований); никаких местных выборов на Донбассе с присутствием российских и марионеточных сил; и особый статус Донбасса после выборов, который будет основан на украинском законе о децентрализации (поскольку Минские соглашения не поддерживают требования России наложить вето на Донбасс в отношении внешней политики Украины).

Что касается спорного вопроса о том, когда восстановить украинский контроль над международной границей, который, по мнению России, должен произойти в конце процесса, Соединенные Штаты и Украина предложат в качестве компромисса интернационализацию оккупированных территорий в качестве переходной меры. Это будет включать нейтральные миротворческие силы, которые займут место возглавляемых Россией сил и ополченцев на Донбассе, и временную международную гражданскую администрацию, которая заменит самопровозглашенные народные республики. Международное присутствие позволит восстановить нормальное управление, создать профессиональные местные полицейские силы, наблюдать за возвращением беженцев и организовать местные выборы в условиях, соответствующих стандартам ОБСЕ.

Хотя Россия может не спешить с реализацией этой инициативы, это продемонстрирует готовность США и Украины к подлинному компромиссу, чтобы положить конец войне на востоке Украины. Это соответствовало бы Минским рамкам, но вводило бы механизмы реализации, отсутствующие в исходных Минских документах.

Если Россия согласится прекратить конфликт на Донбассе на этой основе и добросовестно выполнит свою часть соглашения, Соединенные Штаты и их союзники смогут сократить поставки смертоносного оружия Киеву. Такое соглашение открыло бы путь к отмене санкций в отношении Донбасса и возобновлению сотрудничества между Россией и НАТО, что могло бы помочь снять беспокойство России по поводу отношений Украины с НАТО в долгосрочной перспективе.

Варианты ужесточения санкций

Чтобы предотвратить нападение России и усилить дипломатическое предложение, Соединенные Штаты и их единомышленники, включая ЕС, Великобританию, Канаду и ключевые европейские национальные правительства, должны подготовить новые варианты санкций, которые достаточно сильны, чтобы нанести ущерб, но не настолько сильны, чтобы их нельзя было использовать.

К счастью, администрация Байдена, похоже, именно этим и занимается, быстро консультируясь со своими союзниками, чтобы разработать варианты. Существуют варианты санкций, которые нанесут ущерб российской экономике с расходами, которые со временем будут расти, а также окажут давление на собственный круг коррупции Путина и разоблачат его. Варианты санкций, которые могут показаться экстремальными в нынешних условиях, появятся в ином свете, если Россия начнет новую крупную военную операцию против Украины.

Санкции могут работать неожиданным образом, если они поддерживаются и интегрированы с последовательной политикой противодействия агрессии и реагирования на конструктивные шаги, если они будут сделаны. Санкции, уже введенные в отношении России с 2014 года, нанесли значительный ущерб ее экономическому росту.

Доступны две общие категории вариантов санкций: экономические (так называемые секторальные) санкции и индивидуальные санкции. Наиболее действенными секторальными санкциями были финансовые. Варианты эскалации включают санкции полной блокировки в отношении крупных государственных банков и инвестиционных агентств. Секторальные санкции могут быть распространены на новые области, такие как горнодобывающая промышленность, металлургия, судоходство и страхование. Государственные компании в этих секторах также могут стать объектом санкций полного блокирования.

Кроме того, Совместное заявление США и Германии от 21 июля по энергетической безопасности (и «Северный поток — 2»), которое иногда критикуется как уступка Кремлю, включает соглашение о новом важном варианте санкций: ограничениях и санкциях в отношении экспорта российских энергоносителей в Европу. если Россия совершит дальнейшие агрессивные действия против Украины.

Соединенные Штаты и их союзники ввели индивидуальные санкции в отношении россиян после 2014 года: против должностных лиц, ответственных за нападение или его аспекты, а также против круга коррумпированных соратников Путина. Соединенным Штатам и Европе следует вернуться и активизировать усилия по нацеливанию на отдельных лиц, включая олигархов, фигурок, мешочков и других путинских «кошельков», которые играют важную роль в путинизма. Как сказал один российский демократический диссидент, путинизм требует, чтобы в России не было верховенства закона, чтобы Путин и его окружение могли украсть у него, но также требует, чтобы Запад уважал верховенство закона, чтобы соратники Путина могли оставить свои нечестные достижения. там в относительной безопасности. Западу не нужно упрощать эту игру. (Более подробную информацию о различных вариантах можно найти здесь.)

Дипломатическая солидарность

В 2014 году США и Европе потребовалось три месяца после того, как Москва начала войну на Донбассе, чтобы ввести строгие санкции против России. Хотя эта реакция и смелое сопротивление украинцев российским войскам на Донбассе, хотя и запоздалое, возможно, убедили Путина отказаться от дополнительных военных действий и уменьшить, по крайней мере временно, свои территориальные планы в отношении Украины.

Но теперь Путин проверяет, сможет ли он снова задушить Украину, не заплатив высокую цену. Он может думать, что видит признаки слабости: хаотичный уход США из Афганистана и последующие трения с союзниками по НАТО; Стремление США увидеть прогресс в отношениях с Россией по спорным вопросам, которых не существует (например, в кибернетической сфере, несмотря на исходящие из России кибератаки на нефтяную инфраструктуру США); высокие цены на природный газ; и вялый ответ на использование Россией газа в качестве оружия против Украины и Европы (например, Россия приостанавливает дополнительные поставки газа в Европу до тех пор, пока трубопровод «Северный поток-2» не будет утвержден для эксплуатации).

У Соединенных Штатов и Европы есть средства и ответственность, чтобы разубедить Путина в том, что они слабы или не имеют возможности справиться с агрессией Кремля. Им нужно действовать солидарно в поддержку Украины, а не реагировать на угрозы Путина сигналом панического желания ослабить напряженность на условиях Путина.

С этой целью Соединенным Штатам и Европе следует:

Присоединяйтесь к украинцам в отрицании предпочтительного исхода Путина для урегулирования украинского конфликта на его условиях, таких как федерализация Украины с контролируемым Россией Донбассом, имеющим право вето на национальную политику.

Активизировать дипломатические усилия на основе западной, а не кремлевской интерпретации значения Минских рамок. Эта структура содержит элементы, которые позволили бы Путину утверждать, что некоторые интересы России (например, некоторая степень местной автономии для Донбасса) были соблюдены, при этом не ставя под угрозу суверенитет Украины, как Путин желает в качестве максимальной цели. Ориентиром должно быть украинское законодательство о децентрализации.

Сигнал Кремлю о том, что стремление к «стабильным и предсказуемым» отношениям не заставит Запад закрывать глаза, если Путин будет действовать военным путем или использует энергетическое давление против Украины (или если его клиент Александр Лукашенко действует против Польши, Литвы и Европы, используя мигранты).

Срочно предоставить Украине дополнительное вооружение и обучение, чтобы защитить себя и таким образом предотвратить нападение России.
Активизировать усилия по оказанию помощи Украине с поставками угля и газа этой зимой и активизировать усилия, уже включенные в совместное заявление США и Германии, по интеграции энергосистемы Украины с Европой.

Продолжайте оказывать давление на Украину, чтобы укрепить свой суверенитет, укрепляя верховенство закона, обуздывая собственных олигархов и создавая процветающую и свободную Украину, которая могла бы стать источником вдохновения для россиян и эффективным вызовом путинизма.
Сильная, единая политика США и Европы в отношении путинской России имеет наилучшие шансы отразить нападение на Украину. Даже Путин может не решиться действовать вопреки солидарности США и Европы. Кремль может считать Германию особенно важной, и твердая позиция Германии может изменить расчет Путина.

Чтобы добиться лучших отношений с Россией, к которым стремятся Соединенные Штаты и Европа, они должны сначала разобраться с Россией как таковой. К счастью, многие из этих хороших шагов уже предпринимаются, особенно со стороны США и Великобритании, которые наращивают военное сотрудничество с Киевом. Отношения между Западом и Кремлем тяжелые, и они, скорее всего, ухудшатся, прежде чем станут лучше. Трансатлантическая устойчивость и решимость сейчас — лучший способ добиться лучшего.

Дэниел Фрид — заслуженный научный сотрудник Атлантического совета и бывший посол США в Польше

Джон Хербст — старший директор Евразийского центра Атлантического совета и бывший посол США в Украине

Александр Вершбоу — сотрудник Атлантического совета, бывший посол США в России и бывший заместитель генерального секретаря НАТО

Источник

# # # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!