Оставить Украину и отдать республике Ингрия: два условия запуска «Северного потока-2»

Если строительство «Северного потока-1» можно рассматривать более-менее как проект экономический – создание резервного трубопровода на случай основательных ремонтов на газопроводах через Украину, Беларусь и Польшу, то «Северный поток-2» однозначно военно-политический проект Кремля. Поэтому и к вопросу о возможности запуска «СП-2» следует подходить именно с позиций военно-политической безопасности Украины и ЕС.

Читайте также: Россию ждет поражение из-за «Северного потока»

Пока десятилетняя практика эксплуатации «СП-1» показывает, его ежегодно надо на месяц ставить на профилактику, увеличивая нагрузку на украинский газопровод, как более емкий, чем польский. Грандиозные проекты по приему сжиженного газа, которые Польша и Литва начали пять лет назад, а также пуск в этом году газопровода из Норвегии в Польшу, наводят на мысль: в польской ГТС скоро просто не будет свободного места для газа из РФ. Польша и Литва станут крупным газовым хабом, возможно, большим, чем хаб в Нидерландах.

Соответственно, отпадет потребность в газопроводе «Ямал – Европа» через Беларусь и его можно будет использовать только в экстренных случаях. Тем самым украинская ГТС будет единственным традиционным резервом на периоды профилактики «СП-1». Но в случае пуска «СП-2» появится возможность поочередно ставить на профилактику оба «Северных потока», что избавит «Газпром» от необходимости обращаться в такие периоды к услугам украинской ГТС. Очевидно, что для Украины это не выгодно просто по финансовым соображениям, если оставить в стороне военно-политические аргументы и навязчивую идею Кремля отказаться от пользования украинской ГТС. Однако, существуют два варианта, при реализации которых можно согласиться с запуском «СП-2».

Вариант первый – это полный вывод войск РФ с востока Украины и из Крыма, а также сопутствующее ему принесение правительством РФ извинений за оккупации и выплата им компенсаций за нее. Вариант почти фантастический не только при нынешнем нелегитимном правительстве РФ, но и при том новом, которое может появиться в процессе так называемого транзита или трансфера власти.

Этот вариант может быть также реализован не полностью, а частично по формуле: вывод российских войск с востока Украины в обмен на сертификацию и пуск «СП-2». Но время и возможности реализации такой формулы неуклонно тают в силу разных факторов.

Прежде всего, потому, что транзит власти в РФ отложен до завершения отопительного сезона, когда станет окончательно понятен баланс сил по итогам газовой войны Кремля с ЕС, Украиной и Молдовой. К 30 октября уже стало очевидно, РФ полностью проиграла условную битву за Молдову. Правительство Молдовы 29 октября сообщило, что заключило на пять лет договор о покупке газа у «Газпрома». Заключило на своих условиях, отметя все политические домогательства Кремля, и не по его бешеной цене.

Весьма интересно, что переговоры с «Газпромом» правительство Молдовы вело уже не в Москве, а в Петербурге и там же подписало с ним договор. Эта вроде бы малозначительная деталь, но она указывает на второй и более реалистический вариант, при котором Украина может согласиться на пуск «СП-2». Согласиться по той причине, что он серьезно снижает угрозу военной агрессии, исходящую от РФ, несмотря на то, что он наносит существенный финансовый ущерб Украине.

Второй вариант – это передача «СП-2» в собственность республики Ингрия (Ижория) со столицей в Петербурге и включающей территорию современной Ленинградской области. Если «СП-2», берущий начало в Усть-Луге Ленинградской области станет собственностью республики Ингрия, это снимет с него ограничения, накладываемые Третьим энергетическим пакетом ЕС. Появиться также возможность пересмотреть эти ограничения, вступившие уже в силу, и для «СП-1», начинающегося в Выборге той же Ленинградской области. Республика Ингрия будет собственником обоих газопроводов, а собственником идущего по ним газа, по-прежнему, останется «Газпром» как предприятие РФ. Ни одна еврокомиссия не найдет ни одного аргумента против такого варианта, тогда как предпринимаемые действия по созданию в Европе фиктивных фирм, замещающих «Газпром», чтобы обойти Третий энергопакет ЕС, будут лишь пустой тратой времени и сил.

Этот вариант может показаться еще более фантастическим, чем первый. Но вариант с фиктивной республикой Ингрия, президентом которой Кремль утвердит, например, свою давнюю креатуру – популярного журналиста Александра Невзорова, выглядит реалистичней, чем попытки втюхать ЕС фиктивные фирмы взамен «Газпрому».

Фиктивная республика как альтернатива фиктивной фирме сродни известному анекдоту о двух вариантах обустройства России, фантастическом и реалистическом. В фантастическом варианте россияне сами начинают ее обустраивать, в реалистическом высаживаются добрые инопланетяне и делают это за них. Роль добрых инопланетян, похоже, придется играть ЕС.

Таланты Кремля по созданию фиктивных и полуфиктивных государств, кого того требуют обстоятельства, хорошо известны. Можно вспомнить Царство Польское и Великое княжество Финляндское в составе Российской империи или Дальне-Восточную республику (1920-1922) и Хорезмскую народную советскую республику (1920-1923). Можно взять примеры и из современной истории.

Кстати, республика Северная Ингрия вполне реально существовала на севере будущей Ленинградской области почти два года. Сначала как советская автономия в РСФСР, а затем как реально независимое от нее государство. Кремлю совершенно не надо выдумывать какое-то историческое обоснование для государства Ингрия, оно есть, и многовековое. В феврале 2015 г. тогдашний губернатор Ленобласти Александр Дрозденко даже разразился из-за него гневной статьей в адрес активистов движения за восстановления государственности Ингрии, число которых только в сети «ВКонтакте» превышало 3 тыс. человек.

Но это было в 2015 г., а сейчас взгляды Кремля на восстановление государства Ингрия могут диаметрально измениться. Фиктивная республика Ингрия может стать для него тем же, чем в 1920-ых была Дальне-Восточная республика, а сейчас «ДНР», «ЛНР», «Южная Осетия» и так далее, – удобным способом снять множество проблем. Польская народная республика, Чехословацкая социалистическая республика и другие так называемые «страны восточной демократии» не только давали Кремлю голоса в ООН, но и помогали решать ряд проблем, что было бы невозможно, если бы они входили в СССР.

Создание Кремлем государства «республика Ингрия» даст ему не только инструмент для сертификации «СП-2» и выведения обоих «потоков» из-под действия Третьего энергопакета ЕС, но и ряд ценных бонусов. Петербург всегда был самым европейским городом России, где жил и единственный европеец в ней, – царское правительство. Отчасти этот имидж есть у города и сейчас, и не случайно в нем находятся офисы различных европейских учебных заведений и торговых корпораций. Кремль свои торгово-политические форумы для стран ЕС тоже проводит не случайно в Петербурге.

«Республика Ингрия», отпочковавшаяся от РФ, имеет высокие шансы выйти и из-под санкций ЕС и США, и заменить Беларусь как источник контрабанды. Из-под продуктовых и других санкций Кремля против России она выйдет точно. Не исключено, что «питерские пацаны» в Кремле, отправив Алексея Миллера в Санкт-Петербург подписывать договор с молдаванами, тихо вздыхали в глубине души по «золотым 90-ым годам», когда они могли решать все международные вопросы намного проще, чем сейчас. Также не исключено, что и Невзорову разрешено каждую среду произносить «Слава Украине!» в гостинице «Гельвеция» с дальним прицелом, что Украина станет первым государством, признавшим независимость Ингрии.

Для Украины соблазн признать независимость Ингрии, еще и с президентом Невзоровым, безусловно, будет огромен. Австрийские, немецкие, французские и другие друзья и бизнес-партнеры Путина в ЕС тоже будут в восторге от идеи о независимости Ингрии от РФ, и максимум, пообещают Украине денежную компенсацию за неудобства, причиненные «северными потоками». Союзниками Украины традиционно будут страны Балтийского моря и Великобритания, которые выдвинут условия демилитаризации Ингрии для обеспечения своей безопасности. В этом контексте может даже возникнуть тема принятия Ингрии в ЕС и в НАТО. Многие в Европе вообразят себя теми добрыми инопланетянами, миссия которых обустроить если не всю Россию, то по крайней мере, Ингрию.

При всей неоднозначности проекта с республикой Ингрия можно уже констатировать, что если Кремль решится на его полноценный запуск, то не только у сотрудников МИД Украины прибавится работы и головной боли. Пока в нашу пользу работает тот факт, что у «Газпрома» трубы в РФ остаются изношенными и дырявыми. Судя по затянувшемуся с утра 30 октября молчанию «Газпрома» о причинах полного прекращения им подачи газа в Польшу по трубе «Ямал – Европа» на ней опять произошла какая-то крупная авария, схожая с той, что была в августе в Новом Уренгое. Произошла в крайне неудобный момент: «Газпром» 29 октября проинформировал, что к 8 ноября заполнит на 100% свои хранилища в РФ. Похоже, что с 30 октября где-то в Сибири перекрывают скважины, чтобы снизить давление в трубах. Парни из «Газпрома» таки взорвут когда-нибудь Россию.

Сергей Климовский

 Источник

# # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!