Санкции против российской оккупации: порты Крыма приходят в упадок

Экономические показатели работы портов в Крыму катастрофически упали, в частности, из-за санкций, введенных после захвата этих крымских активов Россией, – об этом среди прочего говорится в новом материале крымского Центра журналистских расследований, который работает на материковой части Украины, передает “Радио Свобода”.

Так, если грузооборот Керченского морского торгового порта в 2013 году составил 2 миллиона 791 тысяч тонн, то к 2020-му он снизился всего до 238 тысяч тонн грузов. Против грузооборота 2013 года во всех гаванях Севастополя в размере 4 миллиона 800 тысяч тонн – в 2020-м это лишь 279 тысяч тонн. При это предприятие «Севастопольский морской порт» информацию об объеме грузовых перевозок не раскрывает, отмечают аналитики Центра журналистских расследований.

Всего в Крыму до аннексии действовало пять морских портов, однако они были официально закрыты по решению украинского правительства в 2014 году, а против организованных на этих местах российских предприятий были введены международные санкции. То же касается судов, заходящих в крымские порты.

Украинский транспортный аналитик Максим Гардус рассказал Крым.Реалии, какие основные факторы повлияли на упадок крымских портов после 2014 года.

“Пока оккупация не прекратится, эти три фактора никуда не исчезнут: с Крыма не снимут санкции, не появятся украинские грузы, ну и вряд ли россияне разберут Крымский мост. Из-за нехватки доходов в портах нет инвестиций в основные фонды – краны, причалы и все прочее. Это все ветшает, и со временем портам будет трудно просто-напросто удержать нынешние объемы даже по техническим соображениям… По поводу экспорта зерна в Сирию, о котором много говорили в СМИ – во-первых, его потребление и производство в Крыму более-менее сбалансированы, тем более сейчас там проблемы с водой. Во-вторых, Украина умудряется быть более-менее нейтральной по сирийскому конфликту, поэтому захочет ли Башар Асад из-за пары-тройки лодок портить отношения с крупной страной – экспортером зерна, совершенно неочевидно. Поддержка России это, конечно, хорошо, но сирийцы упорно хотят есть”, – заявил он.

В открытых источниках не удается найти свежих новостей с конкретной информацией об экспорте товаров из аннексированного Крыма в Сирию. В августе 2019 года агентство ТАСС сообщило, что объем внешней торговли Крыма с Сирией впервые превысил 200 тысяч долларов. По оценке Максима Гардуса, это соответствует одному небольшому судну с зерном.

Корреспондент крымского Центра журналистских расследований Евгений Лешан полагает, что такая скромная огласка работы крымских портов может быть связана с попытками защитить суда от санкций.

“Действительно, найти информацию для нашего материала было сложно: если ГУП «Крымские морские порты» еще публикует отчетность, то «Севастопольский морской порт» вообще ничего не выкладывает, и сделать выводы о его работе можно разве что по косвенным данным. Мне кажется, это одно из проявлений режима секретности, который Россия ввела, чтобы уберечь эти предприятия и суда от санкций. Каботажные суда, которые ходят между Россией и Крымом, не особо беспокоятся об этом, а вот суда, которые ходят в международные порты, просто выключают транспондер у берегов полуострова, чтобы их передвижения невозможно было отследить и как-то доказать, что они зашли в крымский порт. Преимущественно это суда тех стран, у которых особые отношения с Россией и к которым так же сложно относятся в международном сообществе – например, та же Сирия”, – рассказал он.

Читайте также: ЕС ввел санкции против восьмерых россиян за подрыв суверенитета Украины

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!