«ЧВК Вагнера» в Мали: кремлевское эхо сепаратистского племени

24 мая 2021 года малийские военные арестовали очередного временного президента страны Ба Ндао, премьера Моктар Уана и министра обороны генерала Сулеймана Дукуре. Причиной стал отказ президента и премьера включить в состав переходного правительства полковников Модибо Коне и Садио Камара, активных участников прошлогоднего военного переворота.

Читайте также: BBC: “ЧВК Вагнера” набирает наемников для операции в Мали. Выходцев из “ЛДНР” не берут

Нестабильность, захлестнувшая эту западноафриканскую страну, началась в январе 2012 года, когда на севере страны, населенной кочевыми племенами, подняли восстание туареги. Дело в том, что после падения в Ливии режима Муаммара Каддафи в 2011-м много туарегов из Мали, служивших в армии свергнутого диктатора, вернулись на родину. Вернулись с оружием в руках и реальным боевым опытом. Усиленные «новыми бойцами» племена малийских туарегов легко освободили от власти центрального республиканского правительства огромные северные территории и провозгласили там государство Азавад.

Сепаратизм туарегов спровоцировал политическую нестабильность и ряд государственных переворотов и на юге республики, в столице, в городе Бамако. Слабая и коррумпированная правительственная армия не могла дать отпор сепаратистам, но зато у нее хватало мощности каждый раз сбрасывать собственное правительство и формировать новые военные хунты.

Кроме этого, на севере Мали появилась новая угроза — исламисты и сторонники фундаментализма. Активизировалась террористическая «Аль-Каида в странах исламского Магриба», среди туарегов возникла радикальная группировка «Ансар ад-Дин». На территории самопровозглашенного Азавада началась борьба между исламистами и националистами-сепаратистами.

Франция пыталась военным путем стабилизировать свою бывшую колонию. В 2013 году по инициативе Парижа в страну были введены французские войска. Французская армия нанесла исламистам ряд поражений в ходе операций «Сервал» и «Бархан». Но исламистские группы перешли к партизанской войне, в которой французы и другие европейские миротворческие контингенты «увязли».

Международный миротворческий контингент пребывает в Мали восемь лет — с тех пор, как в 2013 году была утверждена многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА). По данным за февраль 2021, за эти годы там погибли 235 миротворца, более 380 военнослужащих и гражданских сотрудников ООН получили ранения.

После очередного военного переворота в Мали у Парижа лопнуло терпение, и французы начали сворачивать сотрудничество с правящей хунтой, пришедшей на смену предыдущей. В июле этого года президент Франции Эммануэль Макрон анонсировал закрытие до конца года части военных баз в городах Кидаль, Тесалии и Томбукту.
Временный премьер-министр Мали Шогель Майга обвинил Францию в «отказе» от страны после того, как Париж решил сократить свои войска почти наполовину. Выступая на генеральной ассамблее ООН в Нью-Йорке, Майга раскритиковал это «одностороннее заявление», добавив, что оно «заставляет нас искать пути и средства для лучшего обеспечения нашей безопасности автономно или с другими партнерами».

Похоже, что Россия давно готовилась стать таким «другим партнером» и «зайти» на освободившееся международными миротворцами место. Занять место французов в этой африканской стране поспешили российские наемники из «ЧВК Вагнера». Еще несколько месяцев назад в Мали начали проходить «мирные демонстрации» пророссийски настроенных жителей страны с призывами позвать на «помощь несчастному Мали таких мощных и миролюбивых россиян». 22 сентября, когда Мали отмечает день независимости, в столице страны Бамако была организована демонстрация, участники которой требовали скорейшего выведения французских войск — и введение российских. И Россия, безусловно, дала себя «уговорить».

«Поскольку сокращается внешняя поддержка со стороны тех, кто обязался помогать искоренять там терроризм, то они обратились к российской частной военной компании», — заявил Лавров на пресс-конференции в штаб-квартире ООН, имея в виду план Франции сократить свое военное присутствие в Мали.

Министр добавил, что Россия также вносит свой вклад в повышение обороноспособности Мали на государственном уровне, поставляя туда военно-техническую продукцию. Такое официальное заявление чиновника Кремля, которое практически «поставило точку» в вопросе, есть ли в России, в нарушение норм собственных законов, частные военные компании, вызвала негативную реакцию со стороны стран, присутствующих с миротворческой функцией в Мали.

Министр обороны Франции Флоренс Парли, которая в середине сентября находилась в Мали, потребовала от переходного правительства, в котором доминируют военные, отказаться от привлечения российской «ЧВК Вагнер». «Мы не сможем жить с наемниками», — предупредила она накануне полковника Садио Камара, министра обороны Мали. «Моя цель — добиться успеха в прояснении позиции малийской власти и повторить свои соображения, что обращение к «ЧВК Вагнер» несовместимо с пребыванием в Мали французских войск, которые боролись с джихадистами в Сахеле в течение восьми лет».

Тем не менее малийское правительство устами премьер-министра Чогеля Кокалла Майга ответило заявлением, что не позволит «ни одному государству делать выбор вместо него и тем более решать, каких партнеров оно может привлекать или нет».

Германия и Эстония тоже заявляют о готовности вывести своих миротворцев из Мали, если власти этой африканской страны пригласят к себе «ЧВК Вагнера». Но наемники из России уже в Мали. В арабском сегменте «Твиттер» появились сообщения, согласно которым уже в августе этого года из Сирии в Мали были переброшены наемники «ЧВК Вагнера».

Между тем в краснодарском Молькино полным ходом идет набор в ЧВК для «командировки» в Мали. Соответствующие объявления стали появляться в связанных с ЧВК пабликах в соцсети «ВКонтакте». Начиная с конца августа о ситуации в Мали начали писать СМИ, которые связывают с известным петербургским бизнесменом Евгением Пригожиным, основателем и владельцем «ЧВК Вагнера».

Идею вмешательства России в малийский кризис развивает и телеканал «Царьград», который принадлежит бизнесмену Константину Малофееву. «В Мали на митингах можно увидеть даже флаги России. Народ требует, чтобы новое руководство скорее обратилось к нашей стране», — говорил 23 сентября в эфире канала политолог Александр Дугин. «В многополярном мире у России появляется шанс прийти в Африку с совершенно новой миссией. Россия не имеет колониальной истории в Африке, и традиционные связи с африканскими странами и антиколониальными движениями в Москве имеют долгую и в целом положительную историю. Самое время России прийти в Мали. С уважением к ее древней истории, культуре, идентичности. Без малейшего намека на высокомерие или жадные намерения».

Мали — не единственная новая африканская страна, где в ближайшее время могут появиться наемники из России. После Ливии, Судана и ЦАР, где они «засветились» уже давно. В начале сентября политологи, работающие с Пригожиным, должны были подготовить несколько аналитических записок с анализом ситуации в соседней с Мали Гвинеей. В этой африканской стране 5 сентября также произошел военный переворот. Президент Альфа Конде был взят под стражу, к власти пришел полковник Мамаду Думбуя. Кремль любым способом будет пытаться расширить присутствие своих военных в Африке. Поэтому следует ожидать на военных картах кремлевской ЧВК появление еще одной африканской страны, которую наемники Путина будут «защищать» без «малейшего намека на высокомерие или жадные намерения»…

Юрий Федоренко, руководитель ОО «Агентство развития демократии и информационных свобод»

# # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!