«Территория 1» и «территория 2»: как подручные Путина управляют группировками «ЛДНР»

Россия контролирует и управляет группировками «ДНР» и «ЛНР». Как устроена структура управления так называемыми «республиками» из России? Кого Кремль отправил непосредственно в Донецк и Луганск? «Донбасс Реалии» рассказали, как строили эту систему, и демонстрируют во многом уникальные документы. И что показательно — в российской документации не используют слова «ДНР» или «ЛНР» или хотя бы Донецк и Луганск, а просто — «территория 1» и «территория 2».

Читайте также: СБУ и МЗС должны «отработать» по опубликованным спискам участников российской агрессии – Стоп Террор

В декабре 2020 года президент России Владимир Путин наградил Бориса Грызлова, председателя российской делегации в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации на Донбассе, орденом «За заслуги перед отечеством». По этому поводу в неформальной обстановке в кабинете заместителя руководителя администрации президента РФ Дмитрия Козака собрались ключевые российские чиновники, отвечающие за политику в отношении Украины. Козак, приветствуя Грызлова, говорит, что они вместе работают «над одним политическим проектом».

Россия построила систему управления группировками «ДНР» и «ЛНР», которую можно разделить на четыре направления — политическое, социально-экономическон, военное и безопасности.

Ключевую роль здесь, отмечают специалисты, после освобождения Владислава Суркова с должности советника президента России играет именно Дмитрий Козак.

«Отношения Козака и Путина — это отношения людей, которые общаются напрямую, без посредников. Козаку для того, чтобы попасть к Путину, донести какую-то свою точку зрения, посредники не нужны », — рассказывает эксперт по вопросам ОРДЛО Мария Кучеренко.

Дмитрию Козаку, в частности, подотчетное управление президента РФ по приграничному сотрудничеству. Его руководитель Алексей Филатов, заместители Алексей Дмитриевский — представитель России в подгруппе по политическим вопросам в Трехсторонней контактной группе, Сергей Бовенко, Виктор Лысенко и Максим Кононенко.

Управление по приграничному сотрудничеству — это структура администрации президента, которая отвечает за все серые зоны, непризнанные территории, территории, оккупированные Россией, она отвечает именно в идеологическом плане. Но здесь следует помнить, что Козак, который фактически пришел на смену Суркову, хотя и не должен был, он — не идеолог по своей сути. Он — менеджер, он — очень качественный, серьезный менеджер, который способен решать многие задачи одновременно. Но какая-то идеология, какое-то понимание настроений, работа с людьми — это в не его функционал, не то, чем он дышит.

Российская правительственная комиссия для «ЛДНР»

Офис в районе Москва-Сити, гостиница «Высокий берег» в Ростове и «правительство» «ДНР» в Донецке. Что объединяет этих три места? Именно здесь обычно собираются российские чиновники, которые отвечают за экономические вопросы Донбасса. Проще говоря, здесь решают, на какие деньги будут жить оккупированные территории.

Чтобы разобрать эту структуру, стоит вернуться в 2014 год. В декабре, почти 7 лет назад, в то время премьер-министр РФ Дмитрий Медведев своим распоряжением создает Межведомственную комиссию по оказанию гуманитарной поддержки «пострадавшим» территориям юго-восточных районов Донецкой и Луганской областей Украины. Возглавляет ее заместитель министра экономического развития РФ Сергей Назаров.

Сергей Назаров — очень весомая, серьезная фигура для экономики ОРДЛО, так как этот заместитель министра экономического развития РФ отвечает полностью за всю промышленность в ОРДЛО, всего вывода ресурсов оттуда, за вхождение каких-то средств в поддержку этой промышленности, на выплаты заработных плат, за социальную политику, средства на социальную политику, то есть фактически это второй человек после Козака, которая отвечает за то, чтобы все это окончательно не стало развалиной.

«Межведомственная комиссия координирует вопросы гуманитарной политики, а под гуманитарной политикой подразумевается финансирование административного, бюджетного и социального блоков «ЛДНР», то есть это как бюджетное планирование, назовем его так. Она (комиссия — ред.) Видит примерно, сколько денег можно заработать на продаже продукции «ДНР» и «ЛНР», сколько денег нужно завезти в виде дотаций, и она распределяет эти ресурсы уже по секторам экономики», — объясняет экономист, финансовый аналитик Алексей Кущ.

Упомянутые офис в Москва-Сити, отель в Ростове и админздание в Донецке — как раз те места, где комиссия проводит свои заседания. Российские чиновники часто вызывают на них представителей группировок «ЛДНР».

«Все заседания в основном проходят в Москве, но есть выездные заседания межведомственной комиссии. Их проводит тоже Назаров, он привлекает специалистов тех или иных министерств и ведомств России, которые заинтересованы в решении того или иного вопроса, который выносится на повестку дня. И эти выездные комиссии проводятся в Ростове, проводятся в Донецке и проводятся в Луганске. Поэтому Назаров — частый гость на оккупированных территориях », — рассказывает представитель одного из разведывательных органов Украины.

Российский чиновник в Донецке

В здании Донецкой облгосадминистрации на улице Пушкина, 34 работает гражданин России, который уже 5-й год находится, скажем так, «в командировке» в Донецке. За это время, в дополнение к жилью в Подмосковье, он купил квартиру еще и в Москве. Речь о Владимире Пашкове, который является «заместителем председателя» «правительства» группировки «ДНР». Ранее, с 2010-го до 2014-го, он был первым заместителем главы правительства Иркутской области.

«Россия абсолютно непричастна к этому конфликту. Это же не официальное делегирование официального лица. В этом случае может идти речь только о действиях как физического лица, как просто гражданина Российской Федерации, поэтому никаких здесь противоречий нет », — комментировал назначение Пашкова пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Однако документы, которые получили журналисты от источников, говорят о том, что Пашков получает указания от чиновников российского правительства. Вот он, например, отчитывается Сергею Назарову «о подготовке программы социально-экономического развития территории (то есть Донецка — ред.) С 2020-го до 2024 года», причем «с учетом доказанных сценарных условий». Собеседник не уполномочен комментировать это официально, а в правительстве России на запрос Радио Свобода не ответил. Но важную роль чиновника подтверждают и украинские, и российские политические аналитики. Владимир Пашков — в общем наиболее известная фигура в выстроенной системе. Еще до назначения в 2019 году в «правительство» группировки «ДНР» он был генеральным директором югоосетинской компании «Внешторгсервис». Она с 2017 года по июнь этого года управляла наиболее прибыльными предприятиями на оккупированных территориях.

«Внешторгсервис» зарегистрирован в Южной Осетии в Цхинвали на улице Героев в гостинице «Алан». В 2018 году там побывал российский журналист Илья Жегулев. В своем репортаже для издания «Медуза» он писал, что два этажа здания стояли пустыми, а охранник отеля о такой компании ничего не знал. О роли Южной Осетии в экономике оккупированной части Донбасса сказано уже немало. Схема в общем простая — Россия не признает группировки «ЛДНР», но признает Южную Осетию. А Южная Осетия признает «ЛДНР».

«Благодаря Южной Осетии, боевики имеют доступ к международным финансовым рынкам и могут легализовать свои деньги. Деньги, которые зарабатывают боевики, через Южную Осетию попадают к российским банкам и на российский рынок, там уже с ними могут делать что угодно. И это не только в угольном бизнесе, я знаю, что по меньшей мере несколько десятков или даже сотен компаний из Донецка и Луганска формально зарегистрированы в Южной Осетии, и они действуют через вот такое посредничество», — рассказывает автор книги «Черное золото. Войны за уголь Донбасса» Михал Потоцкий.

«Между Россией и« ДНР »Южная Осетия выполняет роль своеобразного буфера, или я бы даже сказал такой финансовый ссылку, соединяющий Москву и Донецк. То есть направления Москва не может перечислять деньги — это чревато санкциями, какими-то неприятными вещами, с точки зрения финансового мониторинга. А через Южную Осетию, через посредника это возможно », — рассказывает Алексей Кущ.

Благотворительный фонд и Южная Осетия

Если межведомственная комиссия принимает решение, то непосредственно деньги на оккупированную часть Донбасса, согласно документам, идут через Благотворительный фонд поддержки международных гуманитарных проектов. Создали его в 2015 году, первым президентом был тот самый Владимир Пашков. Официально фонд расположен в Москве, по адресу: Пижевський переулок, 5, правда, соответствующей таблички на фасаде дома нет.

Основатель фонда — южноосетинский «Коммерческий банк «Международный расчетный банк», а один из его руководителей, председатель Наблюдательного совета, уже известный нам заместитель министра экономразвития РФ Сергей Назаров. Есть документ, где он просит Пашкова принять участие в организации закрытой связи между сотрудниками фонда.

«Сегодня «ДНР» и«ЛНР» не могут выдавать легитимные сертификаты происхождения товаров и грузовые таможенные декларации относительно своего экспорта. Соответственно, местные предприятия не могут самостоятельно открыто продавать свою продукцию на внешних рынках. Например, уголь с «ДНР» идет на ростовские шахты, причем некоторые шахты могут даже быть закрыты, не работать. На этих шахтах происходит выдача сертификатов происхождения как на российский уголь. И российские предприятия продают эту металлургическую и угольную продукцию, то есть в основном это две группы товаров — уголь или металл — на внешних рынках и получают деньги. Теперь остается вопрос, как эти деньги завести в «ДНР» — «ЛНР»? Российские предприятия делают взносы в российские благотворительные фонды. А уже благотворительные фонды, которые получают эти деньги, оказывают гуманитарную помощь этим самопровозглашенным «республикам», — рассказывает Алексей Кущ.

«В одном из добытых нами документов, еще где-то периода 2016 года, фигурировала такая цифра — 65% «бюджета» «ДНР» формируется за счет внешних дотаций Российской Федерации и только 35% они нарабатывают за счет тех предприятий, в которых непосредственно они имеют отношение и управления. ЗАО «Внешторгсервис» ввел внешнее управление и координировал работу наиболее прибыльных предприятий Донецка, и эти предприятия направления «налоги» не платили, но часть других предприятий, частные предприятия, какие-то мелкие предприятия, они все-таки наполняли («бюджет» — ред). Эта составляющая была лишь 35%, это то, что они могли обеспечить себя сами», — рассказывает представитель одного из разведывательных органов Украины.

Интересно, что ряд должностных лиц в «правительствах» «ДНР» и «ЛНР» являются сотрудниками этого московского благотворительного фонда. Многие — на Донбассе еще с 2016 года. Судя по документам, сначала часть из них ездила в командировку. Вот, например, Сергей Назаров лично согласовал суточные 700 рублей для поездки в Донецк Владимира Антонова. В документе, который, кроме Назарова, подписал Пашков — в то время президент фонда — упоминается также перелет в Ростов — 8000 рублей, месячная аренда квартиры — 15 000 рублей (примерно 5500 гривен). Впоследствии Антонова также назначили в «правительство» «ДНР», а в Москве у него осталась квартира в доме на улице Планерной.

«Понятно, что если выделяются бюджетные средства из России, вливаются в непонятное, непризнанное образование «ДНР»-«ЛНР», эти средства должен кто-то контролировать, прохождение этих средств, те люди, с которых можно спросить. Не просто там вчерашнего боевика, как Захарченко был, дать ему средства и из него потом? А здесь при нем есть человек, который отвечает четко за прохождение этих средств. И так же в Луганской области все эти советники фактически находятся в штате благотворительного фонда и получают средства из этого благотворительного фонда русского, но находятся на должностях там», — рассказывает представитель одного из разведывательных органов Украины.

Работниками благотворительного фонда и одновременно представителями группировки «ДНР» является уже известные нам Владимир Пашков и Владимир Антонов. А также Владимир Йожиков — «руководитель аппарата» «правительства» и Виктор Колесник — «советник» главаря группировки «ДНР». Все они — граждане России и были ими еще до запущенной Кремлем «паспортизации» на оккупированной части Донбасса. Антонов и Йожиков на вопрос о работе в благотворительном фонде и получении указаний от Сергея Назаров отвечать отказались.

Такие же представители есть и в Луганске, но в отличие от Донецка, где эти люди публичные и время от времени раздают интервью местным телеканалам, в структуре группировки «ЛНР» они находятся под вымышленными фамилиями. «Советники» главаря группировки «ЛНР» Виталий Кузнецов и Никита Дворников — на самом деле Виталий Якуш и Никита Картошкин, «министр промышленности» «ЛНР» Сергей Неверов — Сергей Богданов, а настоящая фамилия председателя наблюдательного совета местной компании «Востокуголь» Андрея Разина — Андрей Чурин . Он, например, летом прошлого года также получал суточные за командировку на Донбасс по согласованию Назарова.

«Новый инвестор» из России

То, что схема с «Внешторгсервисом» не работает, стало понятно еще в 2019 году. На шахтах и ​​заводах месяцами не платили зарплату, а иногда на предприятиях доходило до забастовок. Все это время внешнее управление предприятиями оккупированной части Донбасса связывали с соратником бывшего президента беглого Януковича, украинским бизнесменом Сергеем Курченко. Теперь на его место пришел, как его представили жителям оккупированной части Донбасса, «новый инвестор» — Евгений Юрченко. Решение об этом приняли, по данным источника, в начале июня на совещании в Ростове.

«Очевидно, даже теоретически невозможно было таким заниматься без разрешения Российской Федерации. Я мог бы даже сказать, что это Курченко действовал от имени российского правительства, а не российское правительство там что-то позволяло», — рассказывает Михал Потоцкий.

«Напрямую Юрченко связан с Виктором Лысенко — это заместитель начальника управления пограничного сотрудничества Филатова, который пришел с Козаком из правительства, это особенно близка фигура у Козака. Все банки остались те же, счета те же, схема прохождения денежных средств остается. То есть российское предприятие, если оно хочет какие-то завязать экономические отношения с предприятиями Луганска и Донецка, оно должно открыть счет в Москве в банке «Центр международных расчетов». Далее из этого «Центра международных расчетов» идет перечисление средств на банк в Цхинвали, «Коммерческий банк «Международный расчетный банк», — рассказывает представитель одного из разведывательных органов Украины.

Впрочем, в свое управление Юрченко получил не все предприятия — где-то половину того, чем раньше руководил Курченко. Шахты в Луганской области еще в прошлом году перешли под управление созданной компании «Востокуголь», где один из руководителей — Андрей Разин-Чурин. В Донецкой области из-под внешнего управления также вывели несколько предприятий.

«Суть экономики остается такой же. «ДНР»-«ЛНР» полностью зависят от российской помощи, и они остаются в «серой зоне». Там бизнес легальный работать не может. Изменился только куратор, Курченко стал слишком одиозным, он оскандалился, все эти проблемы с долгами по зарплате, рост социального недовольства перед выборами в Думу. Это Москве было ни к чему, потому куратора заменили, поставили более такого благонадежного российского бизнесмена с хорошей биографией, без всяких темных пятен, и он должен символизировать, что Россия пришла на помощь и теперь ее позиции там усиливаются, и она якобы наведет порядок », — рассказывает аналитик Московского центра Карнеги Константин Скоркин.

Согласно внутренним российским документам, которые есть в нашем распоряжении, сейчас на оккупированной части Донбасса проживает около двух миллионов девятисот тысяч человек. 38% из них — пенсионеры. Средняя зарплата — 15000 рублей (200 долларов), на 20 000 меньше, чем в Ростовской области России. В планах Кремля только через три года вывести уровень доходов в ОРДЛО к показателям той же Ростовской области 2019 года. В этом году Россия на «территории», как они говорят, выделила 190 000 000 000 рублей. В следующем году цифра вырастет на 100 000 000 000. Здесь важно подчеркнуть, что речь идет о социально-экономические вопросы. Военная составляющая финансируется отдельно.

Читайте также: Россия намерена полностью интегрировать ОРДЛО — разведка

# # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!