Le Figaro: как Лондон раскрыл масштабную пропагандистскую операцию России

Вряд ли это смягчит отношения Лондона и Москвы. В понедельник министерство иностранных дел совместно с Кардиффским университетом опубликовало доклад о масштабной российской пропагандистской операции по распространению дезинформации с использованием западных СМИ в интересах Кремля, пишет Le Figaro в Лондоне Арно де Ла Гранж.

По данным ученых из Центра изучения преступности и безопасности Кардиффского университета, 32 ведущих СМИ в 16 странах стали мишенями для воздействия на их разделы комментариев читателей. Среди них фигурируют веб-сайты таких изданий как Daily Mail, Daily Express и The Times в Великобритании, Fox News и The Washington Post в США, Spiegel и Die Welt в Германии, La Stampa в Италии и Le Figaro во Франции. Исследование рассмотрело 242 статьи, посвященные политически неоднозначным событиям.

Механизм всегда один и тот же: в ответ на актуальные статьи о России публикуются «пророссийские» или антизападные комментарии. Затем они транслируются русскоязычными СМИ, которые используют их как основу для статей. Таким образом, эти комментарии смешиваются с информацией и благодаря своей массе представляются как репрезентативные. Их также можно найти в «маргинальных» СМИ и на сайтах, которые западные службы безопасности связывают с российскими спецслужбами.

«Эта кампания влияния особенно важна в связи с ее международным масштабом и изощренным и скоординированным нацеливанием на широкий спектр СМИ, веб-сайты социальных сетей, — поясняет профессор Мартин Иннес, который руководит исследовательской программой «Центр развития коммуникационных и аналитических исследований с открытым исходным кодом» (Open Source Communications Analytics Research, OSCAR). — Посредством использования разделов с комментариями крупных западных медиа-брендов пропаганда преподносится как свидетельство господствующего мнения».

Западным СМИ сложно выявлять и сдерживать такого рода манипуляции, поскольку технология позволяет «троллям» постоянно переключаться между разными идентичностями. Научные инструменты пролили свет на «необычное поведение» в сочетании с некоторыми аккаунтами, публикующими прокремлевский контент.

«Эти множественные сигналы недостоверности и координации, хотя по отдельности и относительно «слабые», в совокупности предполагают, что комментирование может быть организованным», — говорится в докладе.

В качестве примера приводится учетная запись, которая 69 раз меняла свое местоположение и 549 раз меняла свое имя с момента ее создания в июне прошлого года.

В докладе также приводятся доказательства координации между российскими государственными СМИ и негосударственной медиагруппой «Патриот», которые опираются на комментарии читателей. В их статьях используются заголовки, такие как «Читатели Daily Mail говорят…» или «Читатели Der Spiegel думают…», чтобы предположить, что правительство Владимира Путина пользуется широкой поддержкой западного общественного мнения.

«Поскольку крупные СМИ стали более внимательны к рискам, связанным с операциями влияния иностранных государств, участники дезинформации стали искать новые уязвимости и применяют медийную стратегию «полного спектра», которая комбинирует информацию из социальных сетей и основных средств массовой информации», — считает Мартин Иннес.

«Этот доклад подчеркивает угрозу для нашей демократии от дезинформации в интернете, поддерживаемой российским государством», — сказал министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб, заверив, что Великобритания работает «в тесном сотрудничестве со своими международными союзниками для того, чтобы противостоять лжи кремлевских троллей.

Читайте также: Хакеры и фейки: выборы в Германии попадают под перекрестный огонь пропаганды Кремля

# # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!