«Заминированный» лайнер и поглощение Беларуси: как Путин использует захват самолета Ryanair

30 мая беларуский диктатор Александр Лукашенко с довольной улыбкой вышел из самолета, доставившего его в Минск из Сочи, где у него состоялась двухдневная встреча с российским коллегой Владимиром Путиным.

Читайте также: Встреча с Лукашенко в Сочи: Путин так и не смог разыграть «козырную карту»

Забегая наперед, отметим, что сам по себе визит — как официальная, так и неофициальная его часть (включающая трапезу на яхте) — стал символом неотвратимости сближения двух стран. Вернее будет сказать: поглощения одной из них другой.

И этот процесс заметно интенсифицировался после конфликта официального Минска с Европейским союзом из-за принудительной посадки самолета ирландского лоукостера Ryanair, на борту которого находился экс-главред оппозиционного ТГ-канала Nexta Роман Протасевич. Откровенно политический бэкграунд посадки самолета якобы с бомбой, якобы заложенной членом ХАМАС, стал очень мощным триггером для Брюсселя и Вашингтона. Сродни стягиванию россиянами своих войск к украинской границе.

Задержание Протасевича и его девушки Софьи Сапеги стали причиной для проведения экстренных межгосударственных и межинституциональных собраний на высоком уровне в ЕС и НАТО, в ходе которых Брюссель, к примеру, принял решение рекомендовать авиакомпаниям более не летать над и в Беларусь (что ряд перевозчиков сделали, не дожидаясь этих рекомендаций); а также Евросоюз, по данным прессы, начал работать над четвертым пакетом санкций в отношении режима Лукашенко.

Столкнувшись со столь бурной реакцией европейцев, официальный Минск уже на следующий день после инцидента с Ryanair под тем же предлогом, возможного теракта на борту, задерживает в аэропорту самолет другой авиакомпании — немецкой Lufthansa.

Продержав лайнер примерно два часа в аэропорту и, естественно, не найдя никакой бомбы, но при этом получив должную огласку, власти Беларуси позволили пилотам отправиться в место назначения — во Франкфурт.

Столь грубо навязываемое Европе оправдание своих действий Европу не впечатлило. Почему? Смотрите пункт о подготовке санкций.

Режим Лукашенко, и по всей видимости его друзья из Кремля сдаваться не собираются. И спустя считанные дни, по всей видимости, организовали новый эпизод с посадкой самолета из-за угрозы теракта.

На этот раз снова Ryanair и уже в Берлине.

30 мая вечером, как пишет Bild, Boeing ирландского лоукостера летел из Дублина в Краков. Однако поступило сообщение о бомбе и в районе Бранденбурга пилоты самолет развернули и посадили в Берлине.

Естественно, никакое взрывное устройство обнаружено не было. Пассажиры добрались до Кракова лишь сегодня, 31 мая, в то время как европейцам фактически поступило завуалированное предложение все же поверить в легенду беларуских властей о хамасовской бомбе.

Тем более что теперь Беларусь здесь, вроде бы, не фигурирует. Самолет ведь посадили на территории европейского государства, которое как и Франция, к примеру, в свое время настрадались от террористических актов как исламистских группировок, так и волков-одиночек.

К тому же, Германия, в отличие от Франции, чаще поддерживала Израиль в его конфликте с соседними арабскими государствами.

Впрочем, нельзя исключать того, что посадка самолета Ryanair в Берлине может быть своего рода актом мести со стороны беларуского КГБ.

Заметим, лоукостер, комментируя принудительную посадку самолета в Минске с последовавшим задержанием Протасевича, сперва опубликовал весьма обтекаемый и даже «беззубый» комментарий о сложившейся ситуации.

Это уже потом, когда Польша, Литва, Латвия, да и Брюссель подвергли остракизму власти Беларуси, Ryanair назвал ее действия «преднамеренным и незаконным угоном» самолета.

Учитывая, что авиаперевозчик является жертвой махинаций режима Лукашенко, его оценка событий звучит на порядок громче и убедительнее, например, для жителей Евросоюза и его руководства.

Так что, да, вариант с местью беларусских спецслужб нельзя исключать.

Яма со змеями для Лукашенко

С другой стороны, следует взглянуть на ситуацию шире, поскольку данный инцидент — или, скорее, череда инцидентов — приведет (и уже приводит) к далеко идущим последствиям со значительным геополитическим масштабам.

По сути, то, что Минск устроил 23-го, 24-го, а затем, похоже, и 30 мая, является крайне опасным прецедентом для проведения коллегами Лукашенко по диктаторскому цеху, прежде всего тем же Путиным, гибридных операций с целью дестабилизации Европы.

Старшая научная сотрудница Института Агоры при Фонде Ставроса Ниархоса в Университете Хопкинса Энн Эпплбаум в своей колонке для журнала The Atlantic, опубликованной на прошлой неделе, справедливо заметила, что инцидент в Беларуси будет крайне интересен для авторитарных режимов, которые ставят себе целью достать диссидентов любой ценой, методами и в любой точке планеты.

Это, например, и Китай, проявляющий болезненный интерес к жителям Гонконга, покинувшим город и критикующим Пекин; и Турция, испытывающая подобные эмоции относительно членов Рабочей партии Курдистана; и, естественно и в первую очередь, это касается России, чье руководство вообще во главу угла своей политики ставит проекцию силы и как раз такого плана гибридные акты.

Опасения Эпплбаум не лишены оснований. Следуя примеру Лукашенко, другие диктаторы смогут не только диссидентов задерживать, но и раскалывать европейское общество.

Сеять панику и страх — излюбленная метода таких режимов, а также террористических группировок вроде «Исламского государства». Потому призывы признать уже Россию государством-спонсором терроризма, не так уже безосновательны.

Что до Беларуси, то и прошлогоднее жесткое подавление протестов в Беларуси, и инцидент с Протасевичем, который стал подарком для российских гибридов, позволяют Кремлю еще туже затянуть петлю на шее Лукашенко.

Предельно четко продемонстрировала это встреча Лукашенко и Путина в Сочи.

Там Лукашенко получил не только обещание выделить $500 млн в виде второго транша по выделенному в декабре 2020 г. кредиту, который и кредитом не является, поскольку пойдет на обслуживание беларуского госдолга. Хотя, очевидно, что Лукашенко и его окружению тоже что-нибудь да перепадет.

В Сочи Александру Лукашенко также предоставили возможность сыграть важную роль в морской постановке российского президента.

Первый день — это о делах. Два лидера, на камеры клянущиеся в дружбе и верности, больше пяти часов посвятили обсуждению насущных проблем, включая задержание Протасевича.

А вот на второй день можно и расслабиться на яхте в Черном море. Это уже игра на публику. Путину нужно было «скормить» ей очередной паек символов.

Одним из них стало его предложение Лукашенко искупаться в Черном море, которое тот принял «с удовольствием».

Эпизод этот напомнил серию из популярного ирландско-канадского телесериала «Викинги», в котором Рагнар Лодброк, прибывший на богатые берега Англии и повергнувший уже местное население в шок и трепет, сидит в римской купальне вместе с королем Уэссекса Эгбертом. Эта сериальная парочка тоже обсуждала там дела государственная в неформальной, даже интимной обстановке. Так и здесь: мы видим совместное омовение двух диктаторов, призванное показать миру, насколько доверительными и близким являются их отношения. Только вот в сериальной трактовке истории Эгберт становится виновником смерти конунга.

В общем, не всякое интимное совместное омовение заканчивается хорошо. По крайней мере, для одного из его участников.

И не всякий символ одинаково хорош как для Лукашенко, так и для Путина. Особенно если все идет к завершающей стадии реализации плана поглощения Беларуси Россией.

Источник

Владислав Гирман

Читайте также: «Союзное государство» России и Беларуси является угрозой для Украины — Зеленский

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!