Почему «Вертолеты России» так рассержены, и как РФ пыталась дискредитировать украинских авиастроителей

В конце 2020 один из тендеров на ремонт двух вертолетов Ми-17В-5 для нужд Национального воздушного корпуса Афганистана выиграла украинская сторона. При этом афганские специалисты внимательно ознакомились со всей предоставленной им документацией на ремонт вертолетов, условиям исполнения контракта и без проблем его подписали, говорится в материале СВР Украины.

Читайте также: Попытка рейдерского захвата. Зачем лоббисту интересов Китая нужна “Мотор Сич”

Сразу же вертолетостроительный холдинг «Вертолеты России» заявил, что «украинские предприятия рискуют жизнью американских и афганских военных». В распространенном пресс-службой заявлении утверждалось, что Украина не имеет права на такой ремонт без участия и контроля разработчика и производителя данного типа вертолетов — «Вертолеты России».

Более того, в российском холдинге пояснили, что «Мотор Сич» (г. Запорожье) и «Авиакон» (г. Конотоп) не могут выполнить штатный ремонт Ми-17В-5, поскольку актуальна ремонтно-конструкторская документация и запчасти для вертолета на эти украинские предприятия, мол, не поставлялись. А еще потому, что к ремонту не привлекаются представители российских разработчиков и производителей.

В холдинге сообщили, что снимают с себя ответственность за дальнейш%3ю безопасную эксплуатацию указанных машин. А напоследок прибегли к угрозам, заявив, что холдинг «проинформирует все заинтересованные российские и иностранные организации и ведомства о внесении украинских компаний в список авиаремонтных предприятий, осуществляющих нелегитимный ремонт вертолетной техники российского производства».

Из-за чео же так разозлились «Вертолеты России»? И не только они. Тему подняла на щит российская пропагандистская машина внутри России и за ее пределами, в частности РИА «Новости», Russia Today и другие СМИ.

История с закупкой для Афганистана вертолетов берет свое начало еще в 2001 году. Тогда правительство США в рамках реализации пилотного проекта закупки вооружения по программе «Международные военные продажи» начал закупать для Национального воздушного корпуса Афганистана российские многоцелевые вертолеты Ми-17В-5. Выбрали российские вертолеты, а не американские или какие-то другие, потому что афганские военные уже имели опыт их обслуживания и полетов на них.

Всего было закуплено более 60 вертолетов. В то же время встал вопрос технического обслуживания этой техники. Почему не обратились к российской стороне? В 2014 году США, после начала агрессии РФ против Украины, остановили реализацию этого проекта из-за нарушения Россией международных норм. Кроме того, американский правительство начало вводить ряд санкций против России, в первую очередь, в отношении предприятий военно-промышленного комплекса. В такой ситуации даже не обсуждался вопрос, предоставлять или не предоставлять россиянам возможность обслуживать эти вертолеты.

Они неустанно повторяли, что «без участия и контроля разработчика и производителя данного типа вертолетов» никто и ничего не может делать. «Только мы и никто другой, а тем более не Украина!» — пытались убедить международную общественность российские пропагандисты.

Но эта кажущаяся монополия не выдерживала критики. Например, в 2015 году Агентство НАТО по обеспечению и закупок (NSPA) объявляло подобный тендер по техобслуживанию Ми-8 ВВС Афганистана. По условиям тендера, претендентами на контракт могли быть только компании, зарегистрированные в странах — членах альянса. Никак не Россия. Конкурс выиграло одно из словацких предприятий.

Следующий аргумент российского холдинга — отсутствие каких-либо прав и нелегитимность украинской стороны. Конец этим нападкам положило официальное вручение в сентябре 2019 стратегическим советником от США Дональдом Винтером тогдашнему министру обороны Украины Андрею Загороднюку сертификатов США, которые позволяют предприятиям украинского оборонно-промышленного комплекса ремонтировать вертолеты типа «Ми» для иностранных заказчиков. Тогда россияне тоже очень разозлились, но их гневные тирады на страницах СМИ в адрес украинской стороны не имели никакого успеха.

Это была очередная попытка очернить украинские авиастроительные предприятия со стороны РФ. И таких попыток было немало. Так, в сентябре 2020 года «Вертолеты России» обращались к ВВС Индии с письмом, в котором утверждали, что только они являются единственным представителем для проведения капитального ремонта и поставки запасных частей для вертолетов Ми-17В-5 и двигателей ВК-2500-03. Такая сердитая реакция стала следствием выигранного украинским предприятием «Мотор Сич» тендера на капитальный ремонт двигателей ВК-2500-03, установленных на индийских Ми-17В-5. При этом в письме отмечалось что Российская Федерация отозвала лицензию на капитальный ремонт двигателей ВК-2500-03 в «Мотор Сич» в 2018 году.

Но абсурдность этой ситуации кроется в том, что именно украинское предприятие является производителем этих якобы «русских» двигателей, и оно в состоянии самостоятельно делать ремонт любой сложности.

И вообще украинские производители за много лет накопили такой опыт по техническому обслуживанию и ремонту вертолетной техники внутри страны и за рубежом, что всяческие сомнения в их квалификации и надежности являются лишь информационным шумом.

Если вернуться к «Белой книги» Службы внешней разведки Украины, то в разделе об оценке внешних угроз национальной безопасности Украины можно найти такие тезисы: «Россия … будет усиливать дискредитацию украинских предприятий на международных рынках»; «Объектами атак будут оставаться … предприятия оборонно-промышленного комплекса»; «Уже имеют место … обвинения в ненадлежащем контроле качества и т.д.».

То есть отшлифованные годами методы дискредитации украинских производителей и дезинформации мировой общественности активно используются, совершенствуются и усиливаются пропагандистской составляющей. В одном из блоков книги под названием «Механизм российских информационных воздействий» так и сказано: «В основу информационной составляющей гибридных войн Кремля возложена сложившуюся систему дезинформации и внешней пропаганды … Речь идет прежде всего о деятельности российских международных пропагандистских медиа вроде иностранных подразделений таких известных «фабрик фейков» как Sputnik или Russia Today …».

Пример с «Вертолетами России» наглядно это подтверждает.

Читайте также: “Белая книга” украинской внешней разведки вызвала нервную реакцию в России

# # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!