Азербайджанский газ пошел в ЕС. «Газпром» ведет Россию к пропасти

«Газпром» окончательно теряет южное газовое направление. После принятия Турцией стратегии на диверсификацию поставок газа и фактической потери Россией передовых позиций на турецком рынке газа, новым ударом для «Газпрома» стало завершение реализации проекта Трансадриатического газопровода (TAP), по которому 15 ноября азербайджанский газ начал поступать в Италию и Грецию.

«Южный газовый коридор является пионером в транспортировке природного газа из Азербайджана в Европу и одной из самых современных и надёжных систем, доступных в настоящее время для транспортировки энергии. Являясь ключевым компонентом Южного газового коридора протяжённостью 3 500 км, TAP сочетает в себе стратегические характеристики и особенности рыночной конкуренции. Это гарантирует, что Европа может получать поставки из ещё одного источника, одновременно поддерживая ключевые цели ЕС по достижению интегрированного энергетического рынка, а также устойчивого, безопасного и диверсифицированного энергобаланса, способствуя текущим потокам в направлении перехода к чистой энергии», – прокомментировал событие председатель совета директоров TAP Мурад Гейдаров.

Новый газопровод является частью «Южного газового коридора» протяжённостью 3,5 тыс. км. Планируется, что по нему будут идти поставки порядка 6 млрд куб. м топлива в Турцию и 10 млрд в Европу. Проект позволит максимально огранить поставки дорогого российского газа, обеспечить энергетическую безопасность и диверсифицировать поставки газа на европейский рынок. В 2019 году «Газпром» поставил в европейские страны 198,97 млрд куб. м газа, из них 77% в страны Западной Европы, включая Турцию, и 23% – в страны Восточной и Центральной Европы. Крупнейшими импортёрами российского газа являлись Германия, Италия, Австрия, Турция и Франция. В 2020 году отчётность ООО «Газпром экспорт» будет не такой оптимистичной ввиду катастрофического падения спроса и цен на российские энергоресурсы на европейском рынке, а также появления новых игроков.

Проект принадлежит британской BP (20%), азербайджанской SOCAR (20%), итальянской Snam (20%), бельгийской Fluxys (19%), испанской Enagás (16%) и швейцарской Axpo (5%). Был объявлен в 2003 году, технико-экономическое обоснование завершено в 2006 году, в марте 2016 года Еврокомиссия одобрила строительство Трансадриатического газопровода, а уже в мае было начато строительство. Очевидно, активизации в этом направлении способствовали события в Украине в 2014 году. В ответ на аннексию Крыма и оккупацию отдельных районов Донецкой и Луганской областей Запад ввёл антироссийские санкции, и Москва пыталась шантажировать европейских покупателей поставками газа. Но переговоры в духе «если не будут брать, отключим газ!» провалились.

К слову, как провалился и космический шантаж. В 2014 году Дмитрий Рогозин заявил: «Проанализировав санкции против нашего космопрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута». И уже в 2020 году Россия не только потеряла монополию на полёты в космос, но и перестала быть участником международных космических программ. США запустили космическую программу «Артемида», участие в которой примут американские частные компании, ESA, Япония, Канада, Австралия, Великобритания, Италия, ОАЭ, Люксембург и Украина (России в списке участников нет). На очереди отказ США от МКС и строительство собственной космической станции, ввиду чего или российским налогоплательщикам придётся финансировать МКС, или России отказаться от исследований в космосе.

Потеряв южное направление, Прибалтику и Польшу, а также понеся огромные потери в связи с падением цен на энергоресурсы, «Газпром» показывает себя неповоротливой и слабоуправляемой машиной, неспособной адекватно реагировать на сложные внешние обстоятельства. Вместо того, чтобы снижать оперативные расходы и расширять рынки сбыта, российский монополист продолжает реализовывать неликвидные проекты по расширению поставок газа в Европу и Китай. Имея огромные нереализованные мощности поставок по действующим трубопроводам, «Газпром» не ведёт торги по снижению стоимости транзита, зато продолжает энергетическую войну и вливает миллиарды долларов на строительство «Северного потока-2», который нарушает европейские правила поставок газа и создаёт дисбаланс на рынке поставок.

«Газпром», не используя на полную мощность уже введённый в эксплуатацию газопровод «Сила Сибири», уже планирует строить «Силу Сибири–2». А ведь Китай уже срывает договорённости с «Газпромом» по закупке энергоресурсов через трубопровод «Сила Сибири», который обошёлся российским налогоплательщикам в 15 млрд долл. и был запущен совсем недавно. В 2020 году «Газпром» рассчитывал продать Китаю 5 млрд куб. м, но по состоянию на конец октября было прокачано всего 3,06 млрд при том, что в контракте указан хорошо известный Украине принцип «бери или плати» из расчёта 4,25 млрд куб. м. Как сообщается, в четвёртом квартале Китай увеличил закупки, но этого недостаточно для компенсации падения спроса и цены в первых трёх кварталах и выхода хотя бы на минимум в 4,25 млрд куб. м.

Китай продолжает отдавать предпочтение дешёвому СПГ, вместо дорогого российского трубопроводного газа, но «Газпром» продолжает жить надеждами, как и в случае с европейским рынком. К 2050 году Европа официально заявила, что планирует полностью отказаться от газа, нефти и угля, перейдя на зелёные технологии, однако «Газпром» так и пытается достроить трубопровод «Северный поток-2». Всё это можно описать только как движение к пропасти, которая сулит негативные последствия не только «Газпрому», но и всей стране.

Тамара Петренко

Источник

# # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!