Азербайджан раскритиковал Кремль за помощь Армении

По сообщению Кремля, 12 августа президент Азербайджана Ильхам Алиев инициировал телефонный звонок Владимиру Путину, чтобы поздравить своего российского коллегу с регистрацией вакцины от COVID-19 и обсудить двусторонние вопросы. Однако уже на следующий день пресс-служба И. Алиева пошла на совершенно беспрецедентный шаг и резко опровергла российскую версию причин разговора: «Основной целью телефонного разговора было выяснение причин интенсивности доставки военных грузов из России в Армению» — начиная с 17 июля, в разгар пограничных столкновений между Арменией и Азербайджаном, сообщает Международный Курьер со ссылкой на The Jamestown Foundation.

Военные грузы объемом более 400 тонн транспортировались через воздушное пространство Казахстана, Туркменистана и Ирана. Ни одно из правительств не сообщило о возможной реакции В. Путина на выраженную И. Алиевым озабоченность.

25 августа министр обороны России Сергей Шойгу посетил Баку, где заявил, что авиарейсы осуществляли доставку в Армению «строительных материалов для крупномасштабных строительных работ, проводимых на 102-й российской военной базе в этой стране», а также ротацию военнослужащих. В Азербайджане ответ С. Шойгу высмеяли.

В свою очередь, министр иностранных дел России Сергей Лавров многозначно заявил, что катализатором июльской эскалации стало «решение армянской стороны реанимировать старый приграничный контрольно-пропускной пункт, расположенный в 15 километрах от экспортных азербайджанских трубопроводов [нефти и природного газа]», тем самым, по сути, повторяя версию Азербайджана о том, что эскалацию спровоцировала Армения. Тем не менее, для Баку заявления С. Шойгу и С. Лаврова выглядели очередной попыткой России успокоить Азербайджан только на словах, без соответствующих действий. Даже после негативной реакции Баку, Москва продолжала военные поставки в Армению (общей сложностью еще более 510 тонн).

Азербайджанские СМИ, парламентарии, эксперты и государственные чиновники на этом фоне принялись категорично осуждать подход России к карабахскому конфликту. Некоторые высоко оценили отказ Тбилиси разрешить транзит, что вынудило Москву пойти обходными путями протяженностью в 2 тыс. км, вместо 500-километрового авиамаршрута над территорией Грузии. Но страны, давшие разрешение на полеты, по большей части не упоминались. Военные самолеты также совершали рейсы между Ереваном и Сирией (через Кувейт). Полеты в Сирию вызвали особый резонанс в Баку, где предположили, что таким образом осуществлялись незаконные поставки оружия и перемещение ближневосточных армян в Карабах. Однако, по мнению других азербайджанских обозревателей, беженцы-армяне не заинтересованы в переселении из одной зоны конфликта в другую. Поэтому, как предполагается, сирийских и ливанских армян перевозят для пополнения рядов вооруженных сил Армении, поскольку в стране наблюдается демографический спад и, соответственно, нехватка военнослужащих. Это утверждение подтверждает недавний законопроект Еревана о формировании 100-тысячной добровольческой армии, а также практическая политика правительства Армении по переселению армян, проживающих в Ливане и др. местах.

В ответ популярная российская «Независимая газета» опубликовала статью «Сирийские боевики в Азербайджане готовятся к блицкригу против Армении», полную обвинений в адрес Баку. Подобные взаимные обвинения свидетельствуют о серьезной напряженности в отношениях между Баку и Москвой, которая также проявилась во время встречи между министрами иностранных дел Азербайджана и России в Москве 26 августа.

В частности, министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов призвал Россию повлиять на Армению, чтобы та выполнила свои обязательства согласно резолюций Совета Безопасности ООН и деоккупировала азербайджанские территории. Но Сергей Лавров ушел от ответа, заявив, что резолюции ООН «преследовали немедленную задачу в то время — остановить войну». Он также заявил, что Минская группа ОБСЕ не готовит сценарии урегулирования конфликта, а лишь способствует созданию необходимой атмосферы для переговоров, предоставляя Армении и Азербайджану возможность урегулировать свои разногласия на взаимосогласованных условиях. Российский эксперт Станислав Тарасов назвал высказывания С. Лаврова «дипломатической атакой» на Баку. Однако российский эксперт Сергей Маркедонов пояснил, что в Кремле не собираются своими руками «толкать Баку» [на путь конфронтации], если только Азербайджан не выберет «евро-атлантическую солидарность» и «бегство от России».

Нынешнее дипломатическое охлаждение на оси Москва-Баку объясняется несколькими возможными причинами. Эти факторы взаимосвязаны и не исключают друг друга. Прежде всего, Турция и Азербайджан провели массовые военные учения в ответ на российско-армянские маневры после июльских столкновений. За этими учениями последовали заявления и митинги в Баку с призывом к турецким вооруженным силам создать в стране постоянные базы, что вызвало беспокойство в Москве. Во-вторых, в последние годы продажи российского оружия крупнейшему импортеру Южного Кавказа — Азербайджану — снизились в пользу закупок у Израиля и Турции. Роль Анкары будет продолжать расти в связи с сообщениями о неэффективности российской военной техники в Сирии и Ливии против «революционных» турецких дронов и технологий радиоэлектронной борьбы. В-третьих, Азербайджан обогнал Россию в качестве основного поставщика природного газа на турецкий рынок. Это соперничество с «Газпромом» вскоре распространится на Юго-Восточную Европу с приближающимся запуском Трансадриатического газопровода (ТАР) — заключительного участка «Южного газового коридора». В-четвертых, Баку разочарован фактическим отсутствием нейтралитета Москвы в отношении карабахского конфликта. Азербайджан, возможно, наивно ожидал более беспристрастного подхода России из-за антипатии Кремля к премьер-министру Армении Николу Пашиняну и его Бархатной революции. И, в-пятых, недавние перестановки в правительстве Азербайджана привели к увольнению главы администрации президента Рамиза Мехтиева, которого в Баку называют «лидером пророссийских сил», а также других фигур из его окружения.

В Москве прекрасно понимают, что недавно назначенному министру иностранных дел Азербайджана и помощнику президента по внешней политике И. Алиев поручил более решительно разъяснять позицию страны. Поэтому российская сторона воспринимает высокопоставленных азербайджанских дипломатов скорее как посланников высокого уровня, а не просто самостоятельных проводников внешней политики Азербайджана. Пока неизвестно, предвещает ли ожесточенная риторика Баку в отношении Кремля качественные изменения во внешней политике Азербайджана, либо же она олицетворяет очередной эпизодический, ответный и тактический шаг в его отношениях с Москвой. На данный момент второй сценарий выглядит более реалистичным, хотя бы потому, что первый требует принятия совершенно новой долгосрочной стратегии.

Читайте также: Армения готовится к новой войне – президент Азербайджана

# # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!