Как Туркменистан избавляется от русского языка

Туркменский МИД так и не ответил на ноту российского внешнеполитического ведомства по поводу сокращения сферы образования на русском языке в своей стране.

Власти Туркменистана продолжают ликвидировать образование на русском языке. До 2030 года в стране не должно остаться русских классов в туркменских школах. Об этом сообщило Радио «Азатлык». По другой информации, этот процесс должен завершиться к 2025 году.

МИД РФ 15 сентября направил ноту в МИД Туркменистана с просьбой прояснить ситуацию в целях восстановления русскоязычных классов, что отвечало бы положениям Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном от 23 апреля 2002 года, предусматривающего поощрение изучения русского языка в Туркменистане и туркменского языка в РФ.

Читайте также: Эстония начала лишать гражданства за незнание государственного языка

Одновременно, по информации Радио «Азатлык», запреты на использование русского языка начались на бытовом уровне, пока в провинции. Так, местные власти города Туркменабад и ряда прилегающих районов требуют, чтобы в туркменских семьях дома говорили только на туркменском. Нарушители могут быть уволены с работы.

Поскольку президент Гурбангулы Бердымухамедов никаких заявлений не делал. Понятно только, что без его указа никто не мог взять на себя ответственность за упразднения русского языка в Туркменистане. Но, по слухам, ликвидация русского язіка связана с недавним инцидентом в аэропорту Ашхабада, когда покидавшие страну рабочие мигранты, после прохождения контроля и посадки в самолет, демонстративно порвали свои туркменские паспорта. Президент якобы рассвирепел и распорядился ликвидировать все русские классы, кроме школы им. Пушкина, которую на свои деньги построил «Газпром».

«Я не думаю, что такие решения принимаются на волне эмоционального порыва, пусть это даже первое лицо, и первое лицо в такой стране, как Туркменистан. Причины более глубокие. Тот факт, что туркменский МИД не отреагировал на ноту российского МИДа, лишний раз указывает, что министр иностранных дел Туркменистана, он же первый вице-премьер правительства страны Рашид Мередов, давно считается прозападным политиком. С его мнением считается и президент Бердымухамедов. Антироссийская политика – явление в туркменской внешней политике не новое. Апеллируя к своему нейтралитету, Туркменистан мечется между разными векторами, среди которых российского вектора на самом деле нет», – сказал в интервью доктор исторических наук, эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев.

Определенный поворот, по мнению эксперта, случился в 2019 году, после того как российский «Газпром» возобновил ограниченные поставки туркменского газа. Затем были и другие договоренности. «Но, вероятно, это не понравилось некоторым государствам, которые хотели бы видеть туркменскую политику отдельно от России. Поэтому можно предполагать об определенном западном влиянии, в частности, турецком», – отметил Князев.

Автор: Виктория Панфилова

Читайте также: Министерство образования Туркменистана закрыло русскоязычное отделение школы в Ашхабаде

# # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!