Авантюра со строительством военных кораблей в оккупированном Крыму обречена на провал – эксперты

В оккупированном Крыму, на заводе «Залив» в Керчи 20 июля состоялась церемония закладки двух универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев для флота России. В церемонии принял участие президент России Владимир Путин, который пообещал обеспечить заказами оборонные предприятия полуострова. Сначала закладывание должно было состояться 29 июня, но позже мероприятие перенесли, пишет «Радио Свобода», передает Информационное Сопротивление.

Министерство иностранных дел Украины выразило протест в связи с визитом президента России в оккупированный Крым, а в представительстве президента Украины в АРК сообщили, что строительство Россией военных кораблей в оккупированном Крыму грозит всем странам Черноморского региона. Ранее российское информагентство «ТАСС» со ссылкой на свой источник сообщило о том, что общая сумма контракта на строительство двух вертолетоносцев составляет примерно 100 миллиардов рублей, водоизмещение одного корабля составит 25 тысяч тонн при длине примерно 220 метров. О перспективах большого корабельного строительства в Керчи говорилось в эфире Радио Крым.Реалии.

Пророссийский активист из Керчи Виктор Сажин высказал мнение, что строительство кораблей будет благом для города.

«Закладки двух вертолетоносцев типа «Мистраль» ‒ безусловно, праздник для керчан. В бюджет пойдут дополнительные доходы, плюс новые рабочие места и все такое. В будущем я вижу один из этих кораблей на службе в Черноморском флоте, другой ‒ как минимум у побережья Сирии. Что касается отсутствия главы Крыма Сергея Аксенова на закладке кораблей в Керчи ‒ это, безусловно, хороший знак. Думаю, в Кремле раскусили его проукраинскую позицию и банально не пускают на такие объекты. Мне кажется, Аксенова готовят к тихому «сливу» за все его грехи и поступки», ‒ говорит пророссийский активист. Технические характеристики будущих кораблей неизвестны, поэтому нет оснований утверждать, что они будут похожего типа, как французские «Мистраля».

Журналистка из Керчи Елена Лысенко высказывает мнение, что сам визит Владимира Путина на завод мог быть постановкой.

«На видео за ним не было планов завода привычных кранов, пейзажей Керченского пролива, рядом с которой стоит «Залив». Все снято внутри помещения, и это наталкивает на определенные выводы. Я хочу сказать, что такое видео можно было снять где угодно, и не обязательно Путину для этого надо было приезжать в Керчь. Группу из трех десятков человек назвали рабочими завода, однако они задавали вопросы с явным русским акцентом ‒ это просто не жители Крыма. Действительно, не было ни Аксенова, ни каких крымских министров. Словом, мероприятие было очень закрыто, там не присутствовали крымские журналисты. Насколько я знаю, рабочих в этот день отослали домой за свой счет. Или Путин и его окружение очень сильно чего-то боятся, или их там вообще не было», ‒ говорит журналистка.

На официальном сайте президента России местом проведения закладки указана именно Керчь. Елена Лысенко напоминает, что в июне местные СМИ писали о забастовке рабочих одного из цехов «Залива», который якобы длился несколько часов, но не был подтвержден руководством предприятия.

“Российские власти уже не раз давали обещания по этому заводу. Но, если бы все было так хорошо, почему бы рабочие проводили забастовки? Кстати, несколько лет перед 2014-м завод строил корпуса судов для норвежской компании. При закладке, при спуске на воду собирались все работники, члены их семей, можно было пообщаться с ними. Сейчас же нам показывают постановочных рабочих, которые задают заранее подготовленные вопросы. Как верить в дальнейший успех, если это мероприятие построено на лжи? Посмотрим, что будут строить», ‒ говорит Лысенко.

Российский военный обозреватель Павел Фельгенгауэр объясняет, чем уникальные вертолетоносцы и какие задачи они могут выполнять.

«Таких кораблей раньше не строили ни в России, ни в СССР. Вертолетоносцы придумали в свое время в США, еще во времена Вьетнамской войны. Многие другие страны взяли пример у американцев. Россия заказала два корабля во Франции, но не получила из-за событий 2014 года в Крыму. России вернули деньги, вертолетоносцы продали в Египет, но в Москве объявили, что построят их сами, и даже лучше. Очень долго даже не пытались, а теперь вот строят в Крыму. В принципе, это наступательные корабли для проведения десантных и других операций у чужих берегов. Теоретически ‒ вблизи Одессы в Украине, Констанцы или Варны в Болгарии, возле Босфора. Вертолетоносцы могут остаться в составе Черноморского флота, но могут использоваться в Средиземном, например, в Ливии. Правда, непонятно, за какое время их построят в Керчи и построят ли вообще», ‒ обращает внимание обозреватель.

По мнению Павла Фельгенгауэра, в строительстве таких кораблей в оккупированном Крыму вряд ли согласятся принимать участие иностранные подрядчики из-за угрозы западных санкций.

«Лучше всего такие корабли умеют строить южнокорейцы. На Дальнем Востоке расширили существующую верфь «Звезда» и собираются именно с их участием строить газовозы, ядерные ледоколы и тому подобное. В Керчи специалисты из Южной Кореи точно не будут работать, да и Китай не признает полуостров российским. Без иностранной помощи построить вертолетоносцы будет непросто, потому что такого опыта в России нет. Авианесущие корабли в советское время строили в Николаеве, а в Керчи ничего похожего не делали. Честно говоря, в техническом смысле это авантюра. Конечно, в городе появятся дополнительные рабочие места, в экономическом плане это хорошо. Очевидно, заказ разместили в Крыму, чтобы поддержать местную экономику ‒ Керчь не туристический город», ‒ считает Фельгенгауэр.

Во время своего выступления на церемонии закладки кораблей Владимир Путин заявил, что российский флот в последние годы переживает подъем.

«Новые корабли будут оснащены передовыми системами вооружения, управления и телекоммуникации. Они существенно укрепят боевой потенциал ВМФ, повысят его стратегические возможности… Отмечу, что за последние восемь лет в боевой состав флота вошли более 200 кораблей, катеров и судов различного класса. Нужно и дальше последовательно выполнять мероприятия госпрограммы вооружения, чтобы к 2027 году у нас доля современных кораблей ВМФ превысила 70%», ‒ утверждал Путин.

Турецкий политолог-международник, эксперт Центра политических исследований в Анкаре Орхан Гафарли отмечает, что официальная Анкара наблюдает за российскими планами милитаризации региона.

«Конечно, Турция тревожится относительно того, что Россия усилит свое присутствие в Черном море. В какой-то момент между странами был баланс, Турция пыталась его поддерживать, и это положительно сказалось на регионе. Но после аннексии Крыма Россия усиливает свое присутствие и на полуострове, и в Черноморском бассейне. Тем временем между странами НАТО в регионе нет консенсуса по многим вопросам ‒ между Турцией, Румынией и Болгарией, а также странами, которые сотрудничают с НАТО ‒ Грузией и Украиной. Мне кажется, здесь не хватает диалога относительно того, как сбалансировать российское военное присутствие в регионе. Турции самостоятельно это не удастся. В итоге все может дойти до того, что черноморские страны потребуют внешней поддержки», ‒ говорит турецкий политолог.

Тем временем военно-морской эксперт, обозреватель проекта Defense Express Владимир Заблоцкий не исключает, что российские вертолетоносцы могут оказаться долгостроем.

«Ситуация в России не такова, чтобы можно было разбрасываться миллиардами на сомнительные проекты. Но, видимо, другого выбора у них нет: последнее, что остается диктатору, ‒ это надеяться на штыки. В Керчи, во-первых, новый док, которого нет в Петербурге. Во-вторых, это политический вопрос. Вообще, в свое время и феодосийский и керченский заводы строили корабли с участием других предприятий Украины. Возить металл было близко, дешево, сказывались кадровый и научный потенциалы. Сейчас всего этого нет, и все до последнего винтика придется везти в Керчь из России ‒ через тот же мост. Благодаря этому каждая тонна водоизмещения кораблей, построенных на крымских заводах, будет во много раз дороже ‒ чуть ли не в пять-десять», ‒ обращает внимание эксперт.

Владимир Заблоцкий указывает на то, что в самой России не построили многие из уже заложенных кораблей ‒ особенно в 1990-е годы. По мнению эксперта, западные санкции также остаются существенным препятствием для проекта вертолетоносцев в Керчи.

Читайте также: Оккупационные власти Крыма снесут храм Православной Церкви Украины

# # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!