Российский «Газпром» за текущий год понес рекордные убытки

Пандемия коронавируса и обвал мировых цен на углеводороды сделали убыточными крупнейшие нефтегазовые компании России.

Вслед за «Роснефтью», которая отчиталась о потере 156 млрд рублей за первый квартал, в минус по международным стандартам финансовой отчетности ушел «Газпром».

За январь-март компания, обладающая монольным правом на экспорт российского трубопроводного газа, получила чистый убыток по МСФО в размере 116,2 млрд рублей.

С отрицательным результатом «Газпром» закончил квартал впервые за пять лет. При этом размер убытка стал рекордным с конца 2014 года, когда по России ударили санкции, девальвация и обвал цен на нефть.

Резкое падение спроса на углеводороды на фоне пандемии и карантинных мер ударили по выручке «Газпрома» на всех рынках. Продажи газа в Европу упали на 18%, до 51,6 млрд кубометров, а средняя цена экспорта обвалилась на 37%, до 162,1 доллара за тысячу кубов.

В результате на ключевом, европейском рынке компания недосчиталась половины выручки, получив 558 млрд рублей против 1,064 трлн год назад.

Спрос на газ в странах бывшего СССР просел на 25%, до 9,3 млрд кубометров, а цена — на 13%. Как итог: выручка в этом сегменте упала на треть, до 90,9 млрд рублей.

Поднять цены «Газпром» смог лишь на российском рынке, но объемы продаж упали и тут — на 8,4%, до 77,2 млрд кубометров.

В результате общая выручка компании упала на 24%, до 1,739 трлн рублей.

Головной болью для «Газпрома» стал долг, номинированный преимущественно в иностранной валюте. Скачок курсов в конце марта увеличил его на 551,4 млрд рублей — в такую сумму компания оценила потери по курсовым разницами.

Именно они и стали главной причиной убытка, который носит «в основном бумажный характер», пояснил зампред правления «Газпрома» Фамил Садыгов.

Он добавил, что без учета курсовых потерь компания осталась бы прибыльной и заработала бы 288 млрд рублей. Эта сумма — скорректированная прибыль — будет учитываться при расчете дивидендов, сообщил Садыгов.

Первый квартал, о котором отчитался «Газпром», — лишь начало проблем компании. «Прогноз на второй и третий квартал еще хуже, поскольку в них отразится полное влияние эффекта пандемии COVID-19, учитывая падение спроса на газ в мае и апреле и временной лаг влияния цены на нефть на экспортную цену «Газпрома», — говорит аналитик Renaissance Capital Александр Бурганский.

По данным ЦБ, за апрель-июнь экспортные доходы «Газпрома» рухнули вдвое по сравнению с началом года и составили 3,5 млрд долларов — минимум за 18 лет. Падение экспорта газа ускорилось до 20% (на конец мая), а контрактные цены ушли ниже точки рентабельности компании: на июнь они составляли 94 доллара за тысячу кубометров против 105 долларов, которые нужны «Газпрому», чтобы сработать «в ноль».

Читайте также: Покрытие нефтегазовых дыр в бюджете: Россия пустила в расход еще один козырь

# # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!